..№1(99)`2012

Выступление на XI Международных Педагогических Чтениях в Москве

Шалвы Амонашвили:

«ДУХОВНАЯ СУТЬ РЕБЁНКА»

 

Ищут судьбу вне себя, а судьба существует в самом человеке. Если ищем её вне себя – конечно, не найдём. Но если человек не находит свою судьбу — то зарождается злоба, зависть, ненависть, вражда и всё остальное, что является отрицательным; даже войны возникают на этой почве.

Значит, надо искать судьбу в самом себе. Но мы так не приучены, и детей наших не воспитываем, чтобы они судьбу свою искали внутри себя; надо отыскать – вот где причина успеха в жизни!

Я есть причина своей жизни. А потом учителя подоспеют помочь мне – чтобы быть рядом, дать наставления, указать путь. Но главная причина – я. Значит, судьба моя во мне самом.

Ш.А. Амонашвили (второй справа) среди участников XI Чтений

Есть хорошая сказка «Синяя птица». Вы все эту сказку знаете.

Пожалуйста, если кто её не читал – почитайте. Если кто уже читал – второй раз и третий раз перечитайте. Потому что она крайне философская.

А можно взять пару рассказов Ричарда Баха или «Маленького Принца» Экзюпери. Это великие произведения!.. Такое же произведение Метерлинка «Синяя птица».

А какая там история? Мальчик Тиль-Тиль вместе с сестрёнкой всё ищут Синюю птицу. А Синей птицы не существует. Но они всё ищут. В этих поисках дети оказались где-то в Небесах, в Лазоревом храме – удивительном, с высочайшими сводами небесными. Там много детей, ещё не рождённых. Они родятся потом…

Земной мальчик удивлён этим зрелищем. И спрашивает: а кто этот ребёнок – он взад и вперёд ходит, как слепой; он – что, правда, слепой? Ему объясняют: нет, он сейчас не слепой, но потом, когда родится, ослепнет.

— Почему, — спрашивает Тиль-Тиль.

— Потому что он должен изобрести эликсир бессмертия, из-за этого он и ослепнет.

— А те дети, которые сидят на лестнице, они, что, спят?

— Нет, — отвечают неродившиеся дети, – они думают.

— О чём?

— О том, что они будут делать, когда родятся. Ибо с пустыми руками нас на землю не пускают.

 

Никто из вас с пустыми руками не родился. Каждый – носитель своей внутренней судьбы.

Одну историю вам приведу – это пригодится и для того, чтобы углубиться в правильное понимание миссии и для того, чтобы детям рассказывать о таких вещах. Чтобы задумывались о самих себе.

Эта история об учёном Вернадском. Он в Крыму заболел брюшным тифом. Была очень высокая температура, и он часто уходил в иной мир, то есть в забвение, отрешался от реальности. Потом приходил в себя. А когда возвращался, рассказывал своей дочке о видениях, посещавших его. По просьбе дочери он всё это записал, так стали известны дневники Вернадского.

А что там – в видениях? Чем он там занимался? Он видел не сны, как мы обычно видим; нет – он просто жил иной жизнью. Ездил в Америку и в другие страны, открывал институты, приглашал именитых учёных из Италии и т.д., писал книгу о минералогии и издавал её, открывал новую науку о живом веществе. Там, в своих видениях, он прожил 80 лет.

В жизни произошло такое же чудо! – он исполнил исключительно всё. Не потому что следовал плану, а жизнь сложилась так, что всё, показанное ему в видениях, исполнилось, только с одним отличием – он прожил на два года дольше. Но институты он открывал, науку о живом веществе утвердил, познакомился со многими ведущими учёными мира. Однако случился ещё один казус – при советской власти его не отпустили в Америку, или какую-то другую страну. Но научные труды он написал и пообщался с теми учёными через переписку.

 

Человек не приходит с пустыми руками. Но вот вопрос: а вы нашли свой путь? Или ещё ищете? Это не упрёк. Возможно, и я не нашёл свой путь… И мечтаю перед уходом из жизни хоть день прожить в своей судьбе! Хоть день!

 

Кто-то находит пораньше. А кто-то позже найдёт. И важно понять, миссия – не обязательно профессия.

Всё вспоминаю одну девочку, студентку, которая весь мой курс прослушала, получила зачёт. Потом подходит ко мне: «Как всё было интересно, я с увлечением изучала гуманную педагогику, но, наверное, я огорчу вас – я никогда учительницей не стану». Я спрашиваю: «А кем же ты тогда станешь?» «Я хочу воспитать трёх мальчиков – во сне я их вижу».

Вот видите – во сне видит свою судьбу. Может быть, души этих трёх мальчиков ждут, пока она созреет, чтобы затем воплотиться, войти благодаря ей в земную жизнь. «Трёх мальчиков хочу воспитывать!»…

А кто ищет – тот обязательно находит. Но кто не думает об этом – может, случайно наткнётся когда-нибудь… А, может, не наткнётся…

О себе хочу сказать, дорогие мои друзья. Закончил школу, никоим образом не желая быть учителем. Даже недолюбливал своих учителей. Очень даже недолюбливал – кроме одной учительницы... Кем я хотел быть? – журналистом, дипломатом. Поступил на востоковедческий факультет, выучил в течение года персидский язык, переводил с персидского на грузинский и наоборот. А персидский язык – звучный, красивый, можно сравнить с итальянским. Но вынужден был работать!.. Может, потому и вынужден был работать, чтобы судьбу свою найти!

 

Для кого в нужный момент открылась консерватория? Для Чайковского!.. Ведь пришла его великая душа, чтобы творить музыку Чайковского.

Для кого няня Пушкина родилась? Чтобы принять Пушкина как предтечу, потому что без неё поэт Пушкин не состоится… Можем мы представить себе Пушкина без присутствия в его творчестве няни? От няни – и язык народный, и творчество народное. И душа прекрасная у няни – даже друзья Пушкина посвящали ей стихи.

Вот так происходит, друзья мои. А кто ищет свою миссию – вокруг него обустраивается мир по-особому, чтобы миссию не упустить.

Какая миссия большая, а какая малая? Кто-то может сказать: я маленький человек, какая во мне миссия?.. Если вы будете считать себя маленьким человеком – этим вы унижаете самого себя. Нет маленькой миссии. И няня Пушкина несла великую миссию – без неё Пушкин не состоится! – а без него наша жизнь поблекнет, и т.д.

Нам может показаться, что наша миссия маленькая, но для того Пространства, откуда мы приходим, каждый из нас делает великое дело. Только надо искать миссию в себе. Искать, думать, думать… И когда-то обязательно нащупаешь свой путь – и всё!

Тот, кто соприкоснулся со своей миссией, он уже от неё не сможет отойти. Если даже очень захочет. Ты становишься рабом своего предназначения. Ты принимаешь всё горе, все удары, если они встречаются на этом пути, и, конечно, они будут. Может быть, тому, кто исполняет миссию, больше достаётся проблем, чем тем, кто без миссии живёт, беспечно живёт…

 

Как искать эту миссию? Думать надо, наверное. Заглядывать внутрь самого себя… Пишите дневники!..

В дневниках можно искать себя. В них честным бываешь. А если не хочешь, чтобы кто-то смотрел эти дневники, сожги потом. Но в поиске, когда ты размышляешь над бумагой, приходят большие мысли. Тогда лучше видишь себя – и суть пути постепенно открывается.

Подготовила Ольга АЛЁШИНА.