№4_2023 Содержание номера:

— «Вы боги», — Сказано людям через Библию

— Путь к Счастью

— Начикетас — незнающий, поэтому ищущий Истину

— Россия – «Ноев Ковчег» для всех народов

— ВЕСТЬ из из Гималайской Цитадели Космической Мудрости

— Красота-Победительница и Колобок

— «Жить Будущим»

 

«Вы боги», — Сказано людям через Библию

Bogi_Maslovskay

Рисунок Юли Масловской, 8 лет,
«Музыка сфер:
Голос беззвучно зовёт
В дальний безбрежный полёт»

Господь вложил в каждого из нас Своё Дыхание.

Поэтому мы – не столько кусок глины, из которого он нас Слепил, —

а Его Божественное Дыхание и Его дети по духу.

И сообразно этой истине человек должен жить и поступать –

не как кусок глины, который ставит во главу угла интересы своего физического тела.

Первенствует дух,

первенствует духовная составляющая человеческого существа –

совесть, любовь, мужество, душа, сознание, устремление к познанию Мира.

Это — и накопление знаний и лучших качеств человеческих.

Это — и открытие божественной сути в себе –

той, что вложил в человека Бог: божественной любви.

«Люди, вы боги!» — Сказано и Утверждено Небесами.

 

 

Путь к Счастью

ZTvet_ZemliЕсли каждый житель Земли

в своей душе

начнёт строить Новый Мир,

где есть место лишь всему,

что отвечает идеалам

Красоты, Добра

и Познания Истины,

то на планете постепенно

исчезнет мерзость

ненависти и запустения –

она расцветёт

всеми красками счастья,

а среди людей

будут жить Боги,

как это и предрекали

древние провидцы.

 

 

Начикетас — незнающий,  

Istina_Leika

поэтому ищущий Истину

Мифическая история из древнеиндийского эпоса о Начикетасе привлекла наше внимание – мудрость древних не раз удивляла и восхищала своей глубиной и близостью к современным проблемам и путям их решения.

Рисунок Вероники Лейки, 13 лет,
«Учусь себя понимать»

Отец Начикетаса, праведный брахман, приносит в жертву всё своё состояние. Сын обеспокоен – он решает, что отец и им также решил пожертвовать, и он спрашивает:

— Отец, кому ты меня отдашь?

Тот в гневе отвечает:

— Смерти я тебя отдам!

То есть Владыке смерти, хозяину царства мёртвых Яме. Тогда Начикетас отправляется к нему и проводит три ночи в обители Ямы, голодный и неприкаянный, так как хозяина он не застал.

Возвращается Яма, видит Начикетаса и принимает его за почётного гостя – предлагает выбрать три дара. Начикетас просит сделать так, чтобы отец стал милостивым к нему, затем рассказать о небесном огне и о том, как, преодолев голод и жажду, обитатели Небесного мира наслаждаются бессмертием, не зная ни страха, ни старости, ни смерти. Яма рассказывает Начикетасу об огне как начале мира и об устройстве жертвенного алтаря.

Начикетас повторяет Яме всё сказанное им, и умилостивленный Яма даёт Начикетасу дополнительный дар: он называет Небесный огонь именем Начикетаса – начикетас. Трижды возжёгший этот огонь и познавший эту триаду совершает три действия, преодолевает рождение и смерть, отбрасывая страх и печаль, достигает бесконечного покоя и радуется в Небесном мире. Но Начикетас спрашивает Яму о самом главном, что беспокоило его ещё на земле с самого детства, — о том, что ожидает человека после смерти. Яма пытается уклониться от ответа, он предлагает Начикетасу разные удовольствия вроде красавиц и богатства. Начикетас отказывается от всех этих даров; «Не должен человек радоваться богатству: разве сможем мы владеть богатством, увидев тебя… Кто из подверженных уничтожению и смерти внизу на земле, приблизившись к уничтожимости и бессмертию, узнав и поразмыслив об удовольствиях, — станет радоваться слишком долгой жизни? Скажи нам, смерть, о том, в чём сомневаются, что заключено в Великом Переходе?»

Яма вынужден дать ответ и на эту просьбу Начикетаса. Он противопоставляет приятное, к которому стремятся глупые ради мирского благополучия, благому, которому привержены разумные люди, стремящиеся к знанию. Только они могут постичь этот Переход от жизни к смерти и самую Высшую Реальность. Но это постигается не рассудком, а самосозерцанием, преодолением и отказом от радости и от горя.

Яма рассказывает Начикетасу, как от незнания перейти к знанию, и сравнивает этот переход с разожжённым огнём начикетасом. Далее Яма говорит о священном слоге Ом и его символике, о постижении высшего Атмана, который сравнивается с владельцем колесницы, тогда как тело – с колесницей, рассудок – с колесничим, разум – с поводьями, чувства – с конями, предметы, восприятия – с дорогой, о иерархии (снизу вверх: чувства – воспринимаемые ими предметы – разум – рассудок – Атман – непроявленное – Пуруша).

История Начикетаса отмечает собой тот исключительной важности рубеж между «философизируемой» мифологией и «мифологизируемой» философией. Высокие достоинства мифа о путешествии Начикетаса в царство смерти позволяют сопоставить его с мифами Платона или Нового Завета.

По статье о Начикетасе учёного-востоковеда В.Н. Топорова
из энциклопедии «Мифы народов Мира», Академия наук СССР.

 

 

Россия – «Ноев Ковчег»

для всех народов

Каждая картина Николая Рериха, художника и философа, — это приглашение к глубоким размышлениям и провидение будущего.

Nastasya_Rerih

Полотно «Настасья Микулична» — чем больше покоится глаз на этой картине, тем больше мыслей рождает она.

«Это не просто картина, но великое будущее нашей Родины, запечатлённое на полотне. Ведь она написана в 1943 году, когда гитлеровские орды, оснащённые продукцией техники всей Европы, ещё угрожали нашей Стране и вторая Отечественная война была в самом разгаре. И в это трудное для нашей Страны время Рерих уже предвидел конечную победу над врагом, над нашими врагами и недоброжелателями. Настасья Микулична – это символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающегося от тёмного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека человеком, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собой страной, все народы Земли, является Родина Наша, воплощённая в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несёт Миру мир и в длани её – поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира. Она ещё в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твёрдо ступает вперёд в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь Нашей Родины и её ведущую роль на мировой сцене. Да, она никому не угрожает, да, она несёт Миру мир, да, она является защитницей малых народов и всех угнетённых, да, к ней с надеждой и верой устремлены ныне миллионы глаз во всех уголках планеты, да, она возглавляет борьбу со старым, обречённым, уходящим и разлагающимся миром и ведёт за собою народы и эту победную мощь. Конь поднимается на возвышенность, он ещё на неё не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет перед народами Мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему Миру, и счастье для всех народов Земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом».

(Окт. 30). Грани Агни Йоги, 1960 г., т. I.

«Мир старый действительно обречён, и как бы ни старались защитники войн, и насилий, и колониального рабства, и все противники Нашей Страны его отстоять на всех ассамблеях мира, он обречён, и уйдёт, и уступит дорогу
                                Новому Миру свободы и счастья,
                                Миру без войн,

                                Миру, освобождённому от всех видов рабства,
                                Миру, который строится и утверждается Нашей Великой Страной
и Теми, Кто ведёт её и за нею весь мир и все народы Земли
                                                в это сияющее светлое будущее».

(Окт. 31). Грани Агни Йоги, 1960 г., т. I.

 

 

ВЕСТЬ

из Гималайской Цитадели

Космической Мудрости                 Рисунок Юли Суржко, 13 лет,
                                                                                    «Добыть чашу с эликсиром Бессмертия»

Bessmertie_budutshee

«Что же представляет собою путь правый? Путь верный, путь к Свету – это есть бесконечный ряд попыток неуспешных, частично успешных и успешных вполне преобразовать себя и усовершенствовать. Не беда, если не все попытки удачны. Энергия, вложенная в каждую, со временем даст свой плод. Невозможно стать сразу Архатом. Но путь преодоления себя в конце концов приведёт к этой ступени. Лишь бы не обессилеть в делании. Многие делают ошибку, замахиваясь на большое и пренебрегая малым. Но большое обычно складывается из малого, из малых деталей, как дом – из кирпичей. Принося каждодневно кирпичики на построение дома духа, можно его созидать и создать, но каждодневно, но постоянно, но не забывая ни на миг, что весь смысл жизни земной состоит только в этом. Если в этом направлении не сделано ничего – значит, и вся жизнь пошла насмарку и проведена по-пустому, бесцельно. Многие бесцельно живут, полагая цель жизни в вещах, ограниченных кратким сроком своего существования и потому лишённых конечного смысла. Вот кто-то энергию тратит свою на то, чтобы одеться всех лучше. Но одежда износится и будет выброшена в мусорный ящик, как тряпьё, а вместе с ним и плоды всех усилий. И так во всём, что обречено на уничтожение малым кругом своего проявления. Мы сторонники длительных дел. И Наша жизнь являет собою ряд длительных действий, результаты которых будут плоды приносить в следующих жизнях за этой. Бессмертны поэтому Наши дела. Видим далеко и далеко забрасываем якоря дальнего плавания. Говоря иными словами, Мы живём в будущем и ради будущего. И Наше бессмертие в том, что энергии Нашего духа протянуты далеко за пределы многих жизней. “Будущее! Когда-то оно будет, а может быть, и не будет совсем!” — так рассуждает слепец. Будущее неотвратимо, как завтрашний день. Делающий ставку на будущее помещает капитал в верное дело. А раз будущее неизбежно, то неизбежны и плоды тех трудов, которые совершаются ради него. Разве преданность и любовь к Учителю рассчитаны на сегодняшний день? Или труд самоусовершенствования – на одну только жизнь, или познавание Учения жизни? Так закладывая основание дел длинных, утверждает ими бессмертие духа. И важно при этом начать, т. е. заложить зерно начинания того, что даёт всходы, быть может, только через несколько воплощений. Зёрнами таких начинаний будут, прежде всего, мысли, и особенно мысли такие, которые совершенно неосуществимы в настоящих условиях. Это отнюдь не означает, что они непрактичные или нежизненные, это лишь указывает на их длительность и бессмертие, и утверждение их в будущем. Для Нас будущее реальнее настоящего, ибо настоящее уже почти прошло или проходит, и часто в нём изменить ничего нельзя, т. к. оно является следствием прошлых деяний, но будущее пластично в руках формирующей его воли, ибо причины утверждаются ныне. Надо при этом не забывать, что идеи творят жизнь и управляют миром. В явлениях текущего дня во всепланетном масштабе следует яро различать два порядка вещей: явления от прошлого, обречённые на смерть, и явления от будущего, сужденные жить. От того, на какие из них делается ставка, зависит успех и правильное направление. Ставка на мертвецов будет бита. Но принесёт победу всё, что созвучит течению эволюции жизни на вашей планете и преуспеянию человечества в целом».

Грани Агни Йоги, т. 1, 1960 г., Окт. 21.

 

 

Красота-Победительница и Колобок

Бодрый оптимизм звучит в древних пророчествах о будущей Новой Эре – Эре Света.

Свет Красоты! Огонь Правды! Сияние Любви! — как мощный прожектор, Свет властно пробивает потёмки нашего существования.

Он очищает от тёмных, плесневелых мыслей и настроений.

Он вдохновляет на радостное, полнокровное, возвышенное обновление жизни!

Недаром многие великие мира сего всегда говорили о победной силе Красоты, в первую очередь о Красоте духа человеческого.

Взрыв эмоций! — от того, как проявился такой дух Красоты в творческой интерполяции знаменитой народной сказки «Колобок», которую смело осуществили студенты Белорусского гос. университета информатики и радиоэлектроники.

Л. Бахтияров, В. Трестьян:

КОЛОБОК

Испекла бабка колобок, поставила его остывать, а он прыг и укатился. Катится он по дорожке и встречает зайца:

— Я Колобок, румяный бок, — говорит Колобок.

— А я зайчик-побегайчик. Я только что наелся морковки в огороде, пойдём со мной, там столько вкусного.

— А ты знаешь, заяц, что воровство – это тяжелейший безнравственный поступок? Делая так, ты поступаешь очень плохо. Ведь ты не растил эту морковку.

— А для чего она там растёт? — спрашивает заяц. — Я всегда её там ем, она там каждый год.

— А ты представь, заяц, голодных крестьянских детей, которых ты оставил без еды, которые плачут, просят кушать…

Заяц расстроился и побежал к крестьянину вырывать сорняки. А Колобок покатился дальше. Навстречу ему волк:

— Я серый волк, а ты кто?

— Я Колобок, румяный бок.

— Колобок-Колобок, я тебя съем, — прорычал волк.

— Ты что, волк! Знаешь ли ты, что такое добродетель?

Опешил волк и говорит:

— А что? Мы, волки, всегда на этой тропинке колобков ели и других зверей, а ты говоришь – добродетель.

— Нет, волк, так нельзя. Слышал ли ты о такой заповеди — «не убивай»? Ведь всем неприятно, что ты их ешь. А если бы тебя кто-нибудь съел? Подумай о детях, убиенных тобой! Как ты можешь спать спокойно, когда твои лапы запятнаны кровью невинных?

Kolobok_Ivanova

— А что же мне делать?

— Ешь траву и листья, а больше – ни-ни!

Растроганный волк побежал на луг, а Колобок покатился дальше. Навстречу ему лиса.

— Я Колобок, — сказал Колобок.

— А я лисичка-сестричка. Пойдём со мной, Колобок, глубже в лес. Там у меня много вкусных конфет, — сказала лиса, заманивая Колобка.

Рисунок Дарины Ивановой «Лиса и Колобок», 5 лет

— Как тебе не стыдно обманывать, лиса! Мне бабушка рассказывала про тебя. Ты что, не знаешь, что ложь – это очень плохо?

— А я всегда так говорю, я ведь не обманываю, я не говорю правду.

— Нет, лиса, обманом не проживёшь, ты должна задуматься об этом. Загляни в себя, ведь в душе ты очень честная и добрая. Ты любишь всем помогать.

Подумала лиса и, в слезах поблагодарив Колобка, побежала делать добрые дела. А Колобок покатился дальше. Навстречу ему медведь.

— Я Колобок, румяный бок, а ты кто?

— А я медведь. Что ты здесь делаешь?

— Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл!

— Эх ты, Колобок! А разве плохо тебе было у бабушки с дедушкой? Ведь они о тебе заботились, кормили-поили тебя, а ты… В конце концов, у тебя должны быть моральные обязательства перед ними.

— А что с ними сделается, — сказал Колобок.

— Ведь дедушка с бабушкой старенькие, о них некому позаботиться, некому воды подать, а ты, такой-сякой, убегаешь. Быстренько беги домой и больше так не делай.

Послушался Колобок, вернулся и жил долго и счастливо, соблюдая высшие принципы морали.

Из книги «Этическая мозаика» под ред. И.Л. Зеленковой, 2001.

Ред. «С».


 

«Жить Будущим»

Так Пространство, живое и вечносущее, ответило на безмолвный вопрос: «Как теперь жить?»

Ответило так же безмолвно.

Такой ответ породил ещё более мучительный вопрос: «А как это – жить будущим?»

И яркая вспышка догадки осенила, когда попалась статья о замечательном художнике Святославе Рерихе «Рерихи – отец и сын. Истоки», в которой востоковед Р.Б. Рыбаков открыл секрет того, почему так притягательны и жизнеутверждающи полотна сына знаменитого отца:

«Мажорная, радостная тема громко и победно звучит в залах Святослава Рериха. Он пишет много картин о труде, о женщинах-труженицах – но не о тех, кого вы видели только что на улице, на корточках, под палящим солнцем целыми днями дробящими камни для строительства новой дороги, а о гибких и юных счастливых девушках с белозубой улыбкой, весело вершащих празднество труда. Он пишет простых людей, но как развёрнуты их плечи, как горды их взоры, и нет среди них прокажённых и неприкасаемых, нет страшных нищих… Он живописует праздники, но в яркой и радостной толпе нет обсыпанных пеплом голых аскетов, чудовищно истязающих свою плоть, хотя на реальных ярмарках вы и сегодня увидите не одного, не двух, а добрый десяток таких выходцев из “тёмного средневековья”.

Glina_formu

Святослав Рерих. «Глина приобретает форму»

Так что же, может, перед нами своеобразный вариант лакировки действительности? Нет…

Индия, изображённая Святославом Рерихом, не отлакирована, а преображена…

Оптимистическое умение сквозь все несовершенства увидеть вечное и прекрасное, вера в грядущее, в конечную победу светлой красоты одухотворённого труда над всем тёмным приняты как эстафета, как факел Рерихом-сыном от Рериха-отца».

Да, не раз в духовном наследии Николая Рериха звучат советы – в уменьшительное стекло смотреть на недостатки всего, что нас окружает и встречается в жизни, и в увеличительное – на всё прекрасное и доброе, что радует глаз и сердце.

Так и Великие Космические Иерархи, Мудрецы Гималайской Обители Света, Учителя Рерихов им поясняли Свой незамутнённый взгляд на грехи человечества:

«Привычка смотреть в уменьшительное стекло. Советую и вам не расставаться с этим маленьким стёклышком. У Нас правило уменьшать явления в сто раз. Так можно заметить, что имеет безотносительный объём».

Значит, Будущее – это то прекрасное в настоящем, что нас окружает и радует, а ныне существующее постепенно, через века и года, очистится от греха, безобразия и скверны. И люди, открывшие в себе этот очищающий взгляд, уже могут теперь это Будущее Света и Добра приближать в мыслях и мечтах.

Чистый взгляд доступен лишь чистому сердцу. Но как это – очистить сердце? В книге – сокровенных записях О.Б. Обнорской «Сад Учителя» – Учитель поясняет ученице:

«Очистить сердце – значит принять Свет в него. Это очищение не приходит сразу. К нему надо стремиться постоянно. Нет сердца достаточно очищенного, можно стать ещё совершеннее. Чистота здесь – не качество, не противоположение обратной стороне – нет; здесь подразумевается такое состояние, когда сердце может воспринимать мир только очищенным взором, а всё негармоничное ему – отпадает, как сухой лист с ветки».

И, может, выходит, что люди с таким очищенным сердцем уже живут — и в Будущем, в прекрасной параллельной реальности, и бок-о-бок с нами…