№1_2019 Содержание номера:
— Пора выздоравливать РД. ЗАВЕТ
— ОБРАЩЕНИЕ Международной Лиги защиты Культуры к общественности России
Пора выздоравливать РД
Мудрые советуют: всегда зри в корень проблемы, иными словами, они предлагают бороться не со следствиями, но найти и выкорчевать причину. А причина, честно говоря, в бессилии общественного движения людей, называющих себя последователями великой семьи Рерихов. Рериховское движение ослаблено самими же участниками, погрязшими во вражде, спорах и взаимообвинениях; мало того, движение унизило свою святыню – Знамя Мира.
Потому Сокровище не может не быть захоронено — пока не уляжется мутная волна распрей и нетерпимости вокруг Имени, Наследия и Великой Идеи Общины Мира, заложенной в Учении Живой Этики, которая изначально строится на крепком фундаменте братской любви и сердечного доверия, в том числе и Музей Рерихов как начало Общины.
Ещё в 1995 году был получен ЗАВЕТ из Высокого Источника (его зачитала на конференции МЦР того же года Л.В. Шапошникова). И теперь задача членов Рериховского движения — воплотить его в жизнь, проявив добрую волю к консолидации, — и придёт Сила!
О путях единения – Сказано в ЗАВЕТЕ.
ЗАВЕТ
Мир и радость – сердцам слушающим!
Когда приступили к чтению, вас посетила радость нового и созвучного.
Когда встретились с людьми, видели их удивление необычному.
Когда делились каплями узнанного, сочли себя знающими. Изменились только тон и взгляд – потеряли пришедших. И единение превратилось в противостояние.
Подумайте, что вы делите?
Зачем рвете ткань, трудом неустанным сотканную? Горько видеть.
Частокол личных обид разъединяет единомышленников. В веках все разъединения и расколы, и распри росли только из личных обид, прикрытые лишь сверху неприятием другого.
Нельзя гордиться отсутствием взаимопонимания. Если из кружева слов выдергиваете темную нить, она вас и опутает. Какое может быть движение? Какое созидание?
Простите друг другу искренне обиды вольные и невольные. Не называйте обиды принципиальными разногласиями. Если жива хоть тень раздражения и горечи, то нет в вас прощения.
Сказано о возмущении духа, а не эмоций и страстей.
Оставьте тяжкий груз – идите легко, не спотыкайтесь о сор прошлого: это лишь камни вашего личного роста.
Оглянитесь: ваше общение было редко и мало, отчасти суетливо, так как – мимоходом. Звучал ли при этом непрестанно камертон взаимной доброжелательности? Не перепутали ли зоркость с недоверием и подозрительностью? Можете ли поручиться, что не отяготило ваше подсознание иное настроение – огорчение, трудности, переживания, быт, дом?.. Так ли уловимы для вас каждые ваши мысль и чувства в каждый миг? Не превратили ли в вашем восприятии серьезность – в жесткость, настойчивость – в нетерпимость, семя раздора; уверенность в себе – в самолюбие?
Все ваши имущественные претензии и раздел целого – из-за недоверия и подозрительности, замешанных на гордости. Деньги – лишь следствие.
Последние годы для всех – в том числе и для страны, и для народов – были как прививка от тяжелой болезни. Пора выздоравливать.
Оставьте кривые зеркала – смотрите чистым оком ребенка друг на друга.
У каждого из вас есть возможность начать новую жизнь – в этой жизни. Можете назвать это периодом.
Осторожно, положите камень.
Если кто-то сочтет, что это не о нем, значит, смотрит на образ свой, но не на себя. Проверьте свою меру самоискренности; осознание не равно самобичеванию и растерянности. Загляните в себя наедине с самим собой. Ваши недостатки не равны вашему Я. Оставьте.
Когда без боязни сможете признаться в своих ошибках другим – значит, изжили.
Самоосознание не равно самоотождествлению. С кем бы то ни было.
Стройте себя нынешнего – вырастет человек будущий.
У вас создались свои круги общения, постоянных членов. Взгляните, не стали ли они замкнутыми? Различайте сконцентрированность на деле от замкнутости. Не опасаетесь ли вы вновь приходящих? Сколько из о д и н раз пришедших ушли? Чем вы их оттолкнули? Молчанием? Рассеянностью? Невниманием? Занятостью? Усердной проповедью? Или не спросили, нужна ли ваша помощь?.. Расточительность вас же лишила помощников. Что с этими людьми теперь?
Для вас нет чужих, независимо от веры как созвучной формы Пути. Хотя они вас могут считать чужими. Если разошлись – вы лично не нашли общий язык. Ищите, что ими движет, – и найдете ключ.
Против возражений: есть мера – открытое сердце. Оно никогда не солжет. Обмануть могут рассудок, эмоции, страсти, пусть даже в форме сиюминутной неуравновешенности.
Когда читаете, обсуждаете и объясняете – берете лишь часть и больше заняты собственным ростом. Но на страницах Учения много конкретных заданий. Не смущаясь, беритесь за них, ищите людей – их много, и они готовы, быть может, пока даже не слушали об Учении.
Недоверие – это ответственность.
Доверие – тоже ваша личная ответственность, особенно, если вы видите, что человек может и не справиться. Надо каждый раз находить индивидуальную меру доверия. Доверие окрылит пришедшего и родит его веру в себя. Дарите веру в себя людям. Она прорастет, может быть, и сквозь годы. Ни одно доброе зерно не пропадёт. И на камнях растут цветы и деревья. Говорите не с образами людей – но с людьми. Не место стереотипам в расширенном сознании.
Не ждите моментального преображения. Не верящий в других на самом деле хочет, чтобы они моментально изменились.
Когда изучаете: и много и мало думаете о себе. Чаще просматриваете сюжеты из жизни, заново переживая. Не раз – и сквозь годы. Суть – в отсутствии анализа, поиска и понимания причин, движущих мотивов. Если вспоминаете – значит, не осознали доминирующую ноту, вносящую диссонанс, исподволь и незаметно. В том числе – и особенно – в отношениях с людьми. Много сил и времени уходит на переживания – но мало движения. Надо учиться мыслить, иначе много чувства и мало знания. Чувства – неосознанные мысли. Эмоции – неосознанные страхи. Различайте.
Можете проверить себя: возьмите чистый лист бумаги и запишите все фразы из Учения в той последовательности, как они вспомнятся. Могут возникнуть и другие слова вплоть до цитат из песен и чьих-то реплик. Это будет ваша сегодняшняя шкала личной значимости, личный контекст. Посмотрите, чем важно это для вас. Может быть, только напоминает о ситуации, или слово-ключ звучит очень громко? Откуда это, какие мысли и чувства рождаются? Так поймете место Учения в вас самих. Представьте – если уже умеете – что звучит в вашем собеседнике и – главное – почему. Это – о трудности взаимопонимания и поиска общего языка даже среди единомышленников.
Не поймете друг друга и пройдете мимо как чужие, и ничему не научите, если не будете уважать искру света в к а ж д о м человеке. Поучать не равно – учить. Объясняйте, как ребенку. С высоты и свысока – не одно и то же.
Не бойтесь возвращаться туда, где получили отказ. Немногие умеют услышать с первого раза.
Но прежде просьб предложите свою помощь. Не ждите первого шага от других. Делайте сами. Учитесь – без метаний и сомнений, ибо они – от боязни быть не принятым – не понятым, от сомнения в другом, кое, по сути, есть ваше собственное сомнение, недоверие к своему умению разбираться в людях. Ищите ключи.
Прежде чем обратиться за помощью (можете называть это для себя “предложением о сотрудничестве”), проверьте, все ли вы сделали сами, может быть, ваши собственные неумение и незнание помешали полезному делу? Ваша неуверенность в себе, в других или – в необходимости дела? Сетования и сожаления вместо продумывания плана?
Сотрудничество не должно взваливать ношу на одну из сторон. В этом – неуважение к другому. Проверяйте себя.
Любую оценку начинайте с себя: не ругайте других – никого, не осуждайте, иначе станете разрушителем.
Кто по незнанию внес хоть малое разрушение: иди – и исправь. Будет радость.
Встречное движение – один из основных законов мироздания. Не нарушайте.
Прежде чем присоединиться вновь, спросите себя – не другого – выдержите ли? Отстанете – не беда. Главное – не сбежать. Из доброжелательной паузы, длиною в миг или в год, вырастет стремление к движению. Не говорю о паузе в самосовершенствовании.
Есть лишь один приоритет – принести больше пользы, не сравнивая с вкладом другого.
Все сказанное – о гранях вашей Культуры.
Время строить дом взаимопонимания.
Возьмите лучшее в себе и в других – и песчинка станет надежным камнем, огоньки свечей – ясным светом.
Верю, что не покажутся эти слова неуместными.
Пусть в вашем сердце звучат только любовь и бережность.
Учитесь любить.
Радости – всем!
17-20.09.95 г.
P.S. Мой голос – не громче флейты в горах. Суть не в имени
ОБРАЩЕНИЕ Международной Лиги защиты Культуры
к общественности России
Уважаемые коллеги и друзья!
Большинство из Вас поддержали создание государственного музея Рерихов (ГМР) в усадьбе Лопухиных. В настоящее время вокруг музея сложилась очень непростая ситуация. Министерство культуры РФ опубликовало планы перевода коллекции ГМР на ВДНХ, где она будет храниться вместе с «запасниками» Государственного музея Востока (ГМВ) и использоваться для организации выставок, что означает практическое прекращение работы музея. Не ясна судьба архива, содержащего бесценное философское и культурное наследие семьи Рерихов. Что касается усадьбы Лопухиных, Министерство культуры планирует передачу еѐ другим собственникам. Подобные планы являются нарушением обязательств, ранее взятых на себя Министерством культуры от имени государства.
Ряд озабоченных сложившейся ситуацией вокруг великого наследия Рерихов общественных организаций обращались в руководящие органы власти страны и Министерство культуры РФ по этому важному для судьбы отечественной культуры вопросу. Президент Национального рериховского комитета, Президент Международной Лиги защиты Культуры, директор музея Знамени Мира в Горном Алтае, член Совета Международной организации «Звѐзды Гор» и др. направляли письма Министру культуры и в основные властные структуры. Ответов по существу не последовало, а были получены невнятные формальные отписки, в которых явно прослеживается тенденция избежать ответственности за сохранность уникального культурного наследия и судьбу полноценного Музея Рерихов.
В связи с этим Президент Международной Лиги защиты Культуры (МЛЗК), вице-президент РАЕН, Лауреат Государственной премии и заслуженный деятель науки РФ Г.Н. Фурсей выступает с инициативой направить в высшие государственные органы (Администрацию Президента РФ, Государственную Думу РФ, Совет Федерации РФ и др.) консолидированное Обращение культурной и научной общественности с требованием отменить решение Министерства культуры, дискредитирующее государство, и сохранить ГМР в усадьбе Лопухиных без передачи её другому пользователю (см. ниже).
В случае Вашего согласия поддержать данное Обращение просим Вас срочно направить свой и Ваших единомышленников голоса в адрес Пензенского регионального отделения МЛЗК. Email: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .
Текст обращения
Обращаемся к Вам в связи с критическим положением, сложившимся вокруг музея Рерихов в Москве.
Министерством культуры принято решение о перепрофилировании использования усадьбы Лопухиных, где располагается Государственный Музей Рерихов (филиал Государственного Музея Востока), и передачи еѐ другим пользователям, перевода коллекции музея в неприспособленные для хранения культурных ценностей и создания полноценного музея помещения на ВДНХ.
Мы, представители рериховских организаций, культурной и научной общественности, поддержавшие создание государственного музея Рерихов в усадьбе Лопухиных, решительно выступаем против этих планов. Усадебный комплекс Лопухиных был предложен С.Н. Рериху московскими властями при поддержке Правительства СССР для размещения коллекции и архива семьи, переданных им в Россию в 1990 году по желанию его родителей Н.К. и Е.И. Рерихов для создания там музея и общественного центра по изучению уникального наследия семьи. Обязательства по использованию данного комплекса были многократно подтверждены уже в постсоветское время Министерством культуры РФ и правительством Москвы.
В частности, это было ясно обозначено на коллегии Минкульта16.02.2016 г., на которой были приняты Основные положения концепции Музея Рерихов. Также в распоряжении Федерального агентства по управлению государственным имуществом No1287 от 11ноября 2015 года, которым комплекс усадьбы Лопухиных был передан ГМВ в управление, указывается, что ГМВ обязан «обеспечить эффективное и целевое использование имущества".
Планируемый перевод коллекции на ВДНХ означает, что она будет храниться вместе с «запасниками» ГМВ и использоваться для организации выставок. Подмена музейной деятельности выставочной означает прекращение работы музея. Не ясна судьба архива, содержащего бесценное философское и культурное наследие семьи Рерихов.
Мы считаем, что ремонт, под предлогом которого, намечаются эти мероприятия, может быть осуществлен без прекращения работы Музея, современные технические возможности для этого имеются. А планы передачи усадьбы Лопухиных другим пользователям свидетельствуют о том, что Министерство не собирается возвращать музей в усадьбу Лопухиных, и намерено ограничиться выставочной деятельностью на ВДНХ.
Прекращение работы музея в усадьбе Лопухиных и тем более еѐ передача другим пользователям было бы грубым нарушением обязательств и обещаний, данных Министерством культуры от имени государства. Подобные действия подрывают доверие к государству со стороны широкого круга культурной общественности России, наносят удар по авторитету нашей страны во многих странах, где ценят всемирно значимые миротворческие, культуроохранные, философские и научные идеи Рерихов и с большим уважением относятся к их памяти.
Проблемы, возникшие с музеем Рерихов в усадьбе Лопухиных, в значительной степени связаны с его статусом филиала ГМВ. Мы считаем, что музей должен быть преобразован в полноценный юридически самостоятельный Музей Рерихов. Создание самостоятельного государственного музея Рерихов было обещано руководством Советского Союза старшему сыну семьи Рерихов выдающемуся учѐному востоковеду Ю.Н. Рериху. И при передаче наследия семьи С.Н.Рерихом Советскому фонду Рерихов речь шла о создании самостоятельного музея; соответствующие обязательства были даны Советским правительством. Поскольку Россия является правопреемником СССР, эти обязательства должны быть выполнены российскими властями.