№2_2018 Содержание номера:
— Цивилизация зашла в тупик – что поможет?..
— «Моменто мори» значит – думай о будущем
— Агни-йог и Агни Йога, или «Дары нового сознания приходят, когда дух готов к принятию их»
Цивилизация зашла в тупик – что поможет?..
«Чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество».
Листы Сада Мории. Зов, 45.
Вести с «полей» достижений науки и техники в смысле громких побед в области робототехники и опытов по внедрению специальных управляющих чипов в нейронную сеть организма человека, казалось бы, должны вдохновлять и вселять гордость: мол, как смело и мощно утверждает себя передовая научная мысль, стремясь осчастливить всё человечество и завоевать околоземное и земное пространство, подчинив планету и весь Космос человеческому гению.
Но на деле этот самый технократический гений подводит земное сообщество к вырождению, а цивилизацию – к краху. Давно было сказано мудрыми мыслителями: «Мир спасёт красота» — иными словами, спасёт духовность, духовная культура; и уже нет времени рассуждать, необходимо решительно действовать, утверждая на нашей планете цивилизацию духовного типа.
Именно к освещению этого архи-животрепещущего вопроса подошли участники общественных слушаний в Общественной палате Российской Федерации, состоявшихся 22 марта с.г. и приуроченных к 90-лению создания знаменитой семьёй Рерихов Гималайского научно-исследовательского института «Урусвати» в долине Кулу, Индия.
Коротко коснёмся самих слушаний в ОП РФ, которые получили ёмкое название: «Духовно-нравственные основы науки, искусства, религии России и Индии сквозь призму наследия Рерихов». Организаторы: Национальный Рериховский комитет и Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия.
Институт «Урусвати» был создан в 1928 году в долине Кулу на севере Индии членами всемирно известной семьи Рерихов по завершении их многолетней Центрально-Азиатской экспедиции, в ходе которой был собран богатый исторический, археологический, этнографический, лингвистический, религиозно-философский, художественный объём материалов и артефактов, требующих глубокого и всестороннего изучения и осмысления. Мало того, сам Институт рассматривался как научно-исследовательская станция по изучению космических лучей и токов, идущих к земле из галактического пространства, а также обширного разнообразия уникальных лекарственных трав, произрастающих в окрестностях долины Кулу и на маршрутах экспедиций в Тибетское нагорье, которые неоднократно проводились Рерихами в тесном сотрудничестве с местными буддийскими ламами и учёными Запада, лично сотрудничавшими с «Урусвати», приезжавшими сюда из Европы или находящимися в тесной переписке с основателями Института. Широкий обмен научной информацией связывал их с сотнями исследовательских центров и со многими выдающимися учёными из разных стран мира. После начала Второй мировой войны из-за закрытия границ Индии как колонии Англии, участницы войны, все внешние связи с миром нарушились, и Институт был законсервирован.
Лишь в 1992 году младший сын Рерихов, Святослав Николаевич, яркий художник и общественный деятель, создал на территории Рериховского имения и бывшего Института «Урусвати» Международный мемориальный трест Рерихов (ММТР), президентом которого становится главный министр штата Химачал Прадеш, а вице-президентом – Посол России в Индии. Российское посольство постоянно оказывает большую помощь в работе Треста Рерихов. Учёные России, особенно специалисты из С.-Петербурга, и научные силы Индии планомерно ведут подготовку к возрождению деятельности «Урусвати», этого уникального российско-индийского международного научного института.
Прослушать все выступления участников слушаний по всестороннему обсуждению дальнейшей судьбы Института «Урусвати» можно, зайдя на сайт Национального Рериховского комитета по ссылке http://xn----7sbhgebbvdxuvxbg8e.xn--p1ai/259-slushaniya-v-oprf-posvyashchennye-90-letiyu-instituta-urusvati
В конце развернувшейся на слушаниях дискуссии, посвящённой «Современным проблемам научного и культурного сотрудничества в свете традиций Института “Урусвати”», всех захватила, буквально взволновала горячая речь Ильи Николаевича Вольнова, кандидата технических наук, доцента кафедры Машиностроение, директора Центра технологической поддержки образования Московского государственного индустриального университета:
— Я хочу высказаться не в пользу науки, ведь она может работать только с объектами и системами, то есть она – ограничивший себя инструмент, и такие категории исследований, как психическая энергия, духовность, она ухватить не может. Следовательно, необходимо изменить науку, так как она уже не способна полноценно двигаться вперёд и изучать то, что открывается сейчас для познавания самой жизнью.
Давайте чётко поймём, что теперь происходит с нами. Современная наука последние двадцать-тридцать лет уже перестала быть поставщиком новых идей в культуру, в человеческое сообщество. Это указывает на очень сильный кризис отыскания новых смыслов. Я бы сказал – иных смыслов. Новые идеи – те, которые мы можем получить комбинаторно из уже существующих, а иные – идеи, которые просто не содержатся в предыдущем опыте. Теперь эти иные смыслы категорически нужны цивилизации.
Назрел кризис цивилизации – и это многие понимают и предпринимают некоторые шаги по выходу из него. Суть кризиса – он нарастает через ускоренное технологическое развитие. А это путь в никуда, к катастрофе!..
Магистральное технократическое развитие человечества – это технологический «пузырь», который усиленно раздувается всеми индустриальными странами.
Необходимо найти иной путь развития цивилизации. Есть быстрый путь – и сейчас он проявляется через мир технологий; и есть медленный – через мир духовного совершенствования человека, а он задавливается и оттесняется. Разрыв между нами увеличивается, что ведёт к неизбежной катастрофе жизни на Земле. Понимающие происходящее силы предлагают затормозить технологический прогресс, встать на позиции гуманизма и редактировать развивающие технологии через тотальное управление ими – но это тоже ведёт к катастрофе. То есть в мире тотального контроля личный мир человека схлопывается, человек уничтожается психологически, а в мире технократического развития уничтожается уже физический человек. Сейчас наша цивилизация находится в биении между этими двумя сценариями, и оба они олицетворяют дурную бесконечность, приводят к краху.
Надо вспомнить, что в своё время пришёл в науку Френсис Бэкон и кардинально изменил до него существующий способ мышления, сказав: теперь постигать Божественное мы будем не через Откровение, а через изучение Творения. Так возникло научное мировоззрение, пришедшее на смену религиозно-философскому. То есть нынешний цивилизационный кризис надо понимать, как кризис смены формата мышления.
Сейчас необходимо указать иной формат мышления, который в конечном счёте подводит к необходимости усовершенствования человека. Критерий развития такого самосознания человечества содержится в Учении Живой Этики – нам протянули «спасительную соломинку».
Современная наука предлагает усовершенствовать жизнь человека посредством манипуляций сознанием человека через технологические достижения и внедрения в нейронную сеть его организма. Наука в своём основании убеждена, что всё в мире, и человек в том числе, возникло как результат стохастических, случайных процессов – а значит творение несовершенно, его можно улучшить технологически.
Но на деле-то мы созданы по образу и подобию Творца. Наш микрокосм тождественен Макрокосму! То есть человек изначально совершенен с его внутренним, духовным беспредельным потенциалом – требуется только его раскрыть – эту бесконечную вселенную в каждом из нас. Нам, России, дан собственный образ будущего через Учение Живой Этики – это и есть иной путь смены формата мышления, в отличие от продвигаемого США образа будущего как концепции технологической сингулярности, ведущей к краху. Повторяю, Бесконечность внутри нас – и её надо раскрыть.
Подхватил тему Михаил Николаевич Чирятьев, член Национального Рериховского комитета, член-корр. МАНЭБ, советник РАЕН:
— Парадигма западной машинно-механической цивилизации – и Рерихи, а до них великие мыслители прошлого предрекали это – рушится на наших глазах. Этим обусловлен поворот России на Восток, к странам Азии. Думаю, здесь надо было начать не с Бэкона, а с Исаака Ньютона, который занимался алхимией и подобными философскими идеями тридцать лет, ввёл в научный оборот свои философские системы о живом Космосе с математическим обоснованием. Последователи Ньютона всё это урезали, и осталась голая механика. Так же в ХХ веке урезали философию К.Э. Циолковского, оставив только его космический аппарат. Однако идеи его «Монизма Вселенной», в том числе представления о небиологических, лучевых формах жизни в некоторой степени продолжил А.Л.Чижевский и другие учёные, изучающие направления космобиологии и солнечной активности. Можно продолжить этот ряд трудами Владимирского в астрономии, исследованиями по космической антропоэкологии Казначеева…
Сейчас объективно, самой жизнью назрел переход к новой парадигме. А те внешние силы, которые пытаются организовать науку, стратегии и нужных ориентиров в этом важном деле не находят, поэтому при желании строительства целостной, идущей наверх пирамиды, люди, не достигшие в своем духовном развитии и познании мира определённых высших «этажей», создают новые Вавилонские башни, думая, что строят пирамиду эволюционную. Чем это кончается, все знают.
Один из святых подвижников Индии Шри Рамана Махарши говорил про современную науку: «Как может учёный претендовать на открытие каких-то внешних истин, когда он не познал самого себя?» Вот в чём изначально заложена ошибка искажения, тупиковый путь – не познав себя, человек не очистит себя, не возвысит внутренние планы своего сознания до уровня того мышления, которое способно проникнуть в тайны бытия. Сейчас много действительно интереснейших научных открытий и в космологии, и в микромире квантовой механики, и т.д. Но очень мало людей, способных их интерпретировать через знания науки будущего. Они механистически подходят к тем грандиозным результатам, которые получили.
А выход есть! – в понимании Культуры Рерихов – это понятие синтетичное, многомерное, целостное. Она и даёт выход, так как через духовную культуру формируется новый человек, носитель духовного видения.
Елена Ивановна Рерих писала Л.А. Иогансон в письме от 27.01.1933 г.: «…жизнь есть лучший Учитель,.. но кто-то должен открывать на это глаза, и без ведущего Начала вся человеческая эволюция задержалась и растянулась бы на бесконечные века. Поэтому для ускорения так необходимы именно книги Учения, в которых собраны в сжатых огненных формулах все знания, накопленные веками глубоких многосторонних опытов. В книгах Учения вдумчивый ученик найдёт ответ на самые сложные проблемы жизни, освещённые со многих сторон, так же как и много совершенно конкретных утверждений по всем отраслям науки. И правильный подход к науке может быть лишь после твёрдого, всестороннего усвоения Учения. … Книги Учения, в которые, конечно, входят и «Тайная Доктрина» и «Письма Махатм», дают огромную пищу духу и знанию,... Так, зная «Тайную Доктрину», хотя и в несовершенстве ещё, особенно радуемся, когда видим, как новые открытия в науке всё более и более подходят и подтверждают данные в «Тайной Доктрине». Потому лично я предпочитаю хорошо ознакомиться именно с Учением, чтобы быть впереди, а не плестись в хвосте или даже забиться в тупик. Мы, со своей стороны, готовы всячески поощрять все отрасли науки и знания, но лишь там, где они лишены научных предрассудков и суеверий. Предрассудки или предубеждения в науке могут быть ещё страшнее, чем в религиях! Но освободиться от таких предрассудков и суеверий можно лишь путём Учения, ясно и твёрдо указующего лестницу восхождения к синтетическому, истинному Знанию».
Итак,«компас» для будущего дан! Потому что Учение Живой Этики подытожило и включило в себя Знание тысячелетий, знания мудрецов Мира.
Строя определённые планы по развитию государственной системы образования, науки, мы должны исходить из видения мудрых людей прошлого, таких как Вернадский, Бердяев, Рерихи, Флоренский – у нас в России были гиганты мысли, особенно в Серебряном веке. С конца XIX века произошёл мощный ноосферный взрыв в продвижении научной мысли: открытие электрона, открытие радия, радиоактивного распада, рентгеновских лучей, теории относительности. Этот взрыв создаёт современную цивилизацию. Но опять-таки из этих открытий берётся лишь «приземлённая» часть…
Сейчас мы подошли к новому рубежу. Он обозначен в программных трудах Елены Ивановны Рерих, таких как «У порога Нового Мира». И многое ещё не опубликовано, в том числе, о внутренних силах и свойствах самого человека. Например, должно прийти повсеместное понимание, что такое мысль, что есть психическая энергия. И настоящая революция в науке начнётся с признания и понимания материальности и онтологичности мысли. Откроется грандиозный Новый Мир.
Когда произойдёт переоценка высших человеческих ценностей, то уже не деньги будут руководить всем развитием жизни, а ум, совесть, знания, красота. Ведь Рерихи, говоря о Красоте, не просто абстрактно упоминали это величайшее понятие, они тем самым утверждали механизмы воплощения Высших идей, озаряющих сознание тех, кто двигает науку, прогресс, кто создаёт культуру — как синтез художественный, научный, философский, религиозный, вобравший весь опыт человечества. Нам нужно брать из него всё самое лучшее. Но чтобы брать лучшее, а не порождать очередные лабиринты и разрушающий души хаос, необходимо осознать вехи истории духовной мысли человечества, иметь критерии отбора, которые и даны в Учении Живой Этики. Вот в чём ценность наследия Рерихов для будущего всего человечества.
Наш Национальный Рериховский комитет краеугольным камнем своей деятельности ставит сотрудничество с государством. Нам нужно вместе создавать особые рабочие группы, чтобы готовить правительственные программы, чтобы предпринимать усилия по одухотворению науки, проводить исследования в этом ключе в разных местах России, ведь таланты везде есть, много их в Сибири. И конечно, индийская научная мысль и культурная традиция будут ярко помогать нам, потому что уже завязаны знакомства с рядом выдающихся людей современной Индии. Грандиозные возможности нам даны, давайте работать вместе! – во имя того лучшего будущего, к которому призывали Рерихи.
В своём заключительном слове Александр Прохорович Лосюков, президент Национального Рериховского комитета, сказал, что данные слушания в ОП РФ широко и глубоко осветили программу практических действий семьи Рерихов в науке и развитии самосознания человека через внедрение этой программы 90 лет назад путём создания Научно-исследовательского института «Урусвати» в Кулу. «Рерихи ещё тогда предлагали нам путь духовный, по которому должно продвигаться человечество, — продолжил А.П. Лосюков. – Теперь ясно, что современное образование, наука строятся не совсем правильно, потому и наши дети не учатся размышлять, думать. Считаю, необходимо снова организовать здесь, в Общественной палате РФ, специальные заседания, посвятив их более расширенному и детальному обсуждению возможных сценариев выхода из тупиковой ситуации, освещённой прошедшей дискуссией, с привлечением учёных, специалистов Комиссии по делам науки и образования. Тем более что председатель нынешних общественных слушаний, Денис Александрович Кирис, зам. председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, обещал оказывать всемерную поддержку рабочим предложениям, поступающим от сотрудников нашего Рериховского комитета».
Так, в начале заседания Д.А. Кирис подчеркнул необходимость привлечь силы государства для поддержки и развития Рериховского движения, а польза от этого союза будет большой и обоюдной:
— Задача Общественной палаты РФ и нашей Комиссии, чтобы движение Рериха не было просто общественной инициативой, его надо поддерживать на государственном уровне. Считаю, что должна быть федеральная целевая программа поддержки Рериховского движения в различных направлениях. Оно так и будет находиться в разрозненном состоянии, пока нет финансирования от государства. Общественная палата будет стараться помочь всем, чем сможет. Также необходимо привлекать частные инвестиции, молодых учёных — думаю, есть много людей, которых это обязательно заинтересует. … Рериха знают во всем мире, и наша задача – поставить его на тот пьедестал, на котором он по праву должен находиться.
И как итог слушаний – был зачитан А.П. Лосюковым проект Резолюции, в котором в том числе высказывались рекомендации властным структурам России создать на территории московской Усадьбы Лопухиных, где сейчас Музей Рерихов (филиал Музея народов Востока), — культурно-образовательный музейный комплекс «Дом Рерихов», действующий на основе общественно-государственного партнёрства с участием Музея Рерихов и Национального Рериховского комитета для изучения, систематизации и популяризации культурного, философского, художественного и научного наследия семьи Рерихов, для просветительской работы с общественностью и воспитательной работы с молодёжью.
А также прозвучало предложение при поддержке правительств России и Индии создать на территории бывшего имения Рерихов в Кулу, Индия, совместно с Мемориальным трестом Рерихов в Индии, современный научно-музейный комплекс с сохранением мемориальных зданий, художественных и научных коллекций, архивных материалов и других культурно-исторических ценностей, с восстановлением садово-парковой зоны – с возможностью посещения его туристами со всего мира, из разных стран.
Имена всех членов великой семьи Рерихов, их художественно-философское наследие очень привлекают, и интерес этот со временем будет всё больше возрастать по мере того, как вселенские идеи Рерихов станут глубже изучаться и становиться неотъемлемой, важнейшей составляющей нашей жизни. Недаром говорится, что через Рерихов человечеству указан путь в красоту и гармонию будущего более совершенного общества счастливых людей.
Подготовила Ольга Авилова.
«Моменто мори» значит – думай о будущем
«Нужно уметь признать изначальную огненную природу Всего Сущего».
Учение Живой Этики. Надземное, 928.
«…на ключе самых упорных и длительных устремлений будет звучать и разыгрываться дальнейшая симфония духа в Мире Надземном. … Будущее в руках человека, ибо будущее определяется причинами, которые он творит сам».
Грани Агни Йоги, т. VII, 152.
Рис. Светланы Чечель, 20 лет, «Вечное»
Моменто мори – с латинского: помни о смерти. В известном индийском фильме «Любимый раджа» главный герой в разговоре упоминает фразу, суть её звучит так: «Мы все живём, готовясь к смерти». Для ментальности народов Индии идея смерти воспринимается спокойно и мудро, ведь эта страна с древнейшей историей и самобытной культурой имеет огромное количество богов и богинь, которые так или иначе олицетворяют Иной Мир, скрывающийся за фасадом физической очевидности, — мир, в который после жизни уходят и уходили души всех ныне живущих, живших и тех, кто в будущем будет жить в подлунном мире; а потом, отдохнув Там от земных трудов праведных, снова возвращаются, но уже в новом теле, на землю – чиститься от налипших в прошлых жизнях грехов и исправлять ошибки старых воплощений. И индийская религиозная этика учит тому, что Там счастлив будет человек праведный… Вот чтобы подготовить себе достойную загробную жизнь, а затем добротное новое воплощение – и надо готовиться к смерти достойно.
Наши мамы-папы, бабушки-дедушки такую подготовку понимают без особых философий, в лоб, они просто копят деньги на похороны и детей учат тому же – дальше гроба их мысли не идут, и ничего после него не существует; мол, прах примет холодная земля, они уйдут в небытие…
Казалось бы, очень глупо, исходя из этих соображений, поступает Природа, сотворившая человека, давая ему жизнь лишь на такой короткий срок в несколько десятков лет. Но как раз так примитивно рассуждают именно люди, перекладывая своё невежество в вопросах бессмертия «на плечи» Природы. Наша Мать-Природа очень мудра и готова раскрывать свои тайны, но человек в массе своей сам себе «мудрец» — глухой и слепой, когда ему уже в уши кричат о его заблуждениях.
Ещё Великий Иисус Христос в форме притч учил: «Мы не умрём, но изменимся». И первые христиане не отрекались от Учения Христа и сознательно принимали мученическую смерть, потому что они ЗНАЛИ о бессмертии души.
После своего распятия и смерти Христос появился среди ближайших учеников. Он предстал перед ними как дух, в тонком теле, показав, что за тем, как душа покидает плотное тело, жизнь всё так и продолжается в новом качестве в Надземном Мире.
Людям, с их физическим зрением, не дано видеть этот Мир иных состояний вещества, но ведь известны записи и воспоминания очевидцев, наблюдавших жизнеспособность его обитателей, которые как бы невидимы, но вполне реальны. Взять хотя бы воспоминания о бабушке Ванге, когда кто-то из посетителей приходил к ней за советом, она иногда проговаривала: «Сколько ваших родственников собралось!» Ясно, что те родственники до этой встречи уже ушли в лучший мир, не живут на земле…
Почему Тот Мир называют «лучший»?.. Представим на миг, что мы лишились тела, однако наше «я» — это мы и есть, то есть наше сознание спокойно может обойтись без запросов плотного тела. И тогда воистину существование становится волшебно лёгким – не надо эту грубую оболочку обихаживать, кормить, поить, одевать, и все квартирные вопросы отпадают напрочь! Не надо ходить на работу, на заработки – к чему деньги?! – ведь все покупки и оплаты теряют свою актуальность, растворяются за ненадобностью.
С исчезновением тела нас наконец оставляют все болезни, боли и недуги. Разве это не великое облегчение и счастье! И тогда исчезает изматывающая суета. А что остаётся?..
Остаётся то, что всегда во всех случаях берётся с собой в Надземный Мир. Качества характера, духовные запросы, привычки поведения в контакте с окружающими людьми, чувства, желания и идеи, но главное – способность мыслить и мечтать, то есть строить в мыслях своё и общечеловеческое будущее.
Надземный Мир бесконечен, беспределен и энергетичен, то есть в нём нет чётких материальных форм – есть энергии, излучения, фантомы. Всё в нём развивается и движется по закону Мирового Магнита, притяжению и отталкиванию, по симпатии и антипатии.
Но энергия не может быть статичной, поэтому и Надземный Мир есть беспрерывное движение, в которое включены все его обитатели. А так как привычных физических форм и тел в нём нет, то движителем становится наше собственное сознание, мыслительная деятельность; и именно чувства наши и мысли, добрые или злые, определяют конкретность слоя или сферы Иного Мира, к которому мы можем по созвучию вибраций примагнититься, — то есть, опять же, по закону Магнита.
Мысли – магниты, чувства – магнитичны, идеи – тоже. Легко и крылато там человеку творческому, настроившему арфу своей души на вселенскую гармонию. Полётно там человеку, выработавшему ещё при земной жизни привычку дисциплинировать свои мысли, направляя ум на прекрасные образы Природы или любуясь гениальными шедеврами рук человеческих, наслаждаясь сладкозвучными и величественными музыкальными творениями и т.д.
Однако наиглавнейшее при Великом Переходе – накал чувств, которые владеют нами в самый его момент, а они должны быть воспитаны в нас всем ходом прожитой жизни. Любовь и ненависть – от самой этой разнополюстности зависит, в какие слои Надземного Мира попадает наша душа по закону энергетического созвучия магнитных полей. У каждого «я», сознания любого человека – своё поле, аура, со своими особенными излучениями, и оно по закону соответствия вибраций притянется к родственной сфере Иного Мира…
Пора уже нам, жителям XXI века, рассуждая о Запредельном, научиться описывать всё в нём происходящее, используя конкретные научные термины, ведь наука, не понимая ещё сама, перешагнула Великие Границы, и современные учёные серьёзно исследуют Тонкий Мир. Пора уже отойти от туманных религиозных неясностей и намёков о рае и аде с его чертями и сковородками.
Ведь не они жгут и мучают грешников, а неизжитые грехи людей, низкие чувства и вредные привычки, которые невозможно удовлетворить в условиях Тонкого Мира, когда физическое тело отсутствует. Давно уже предлагалось пьянице, или «культурно пьющему» человеку, не пить, ну, хотя бы неделю. Вот и попадает он в самый настоящий ад! Только в данном случае у него есть ещё время перед Великим Переходом подготовиться, отвыкнуть от орудия будущей пытки, которое сам себе и соорудил…
Надземный Мир сказочно прекрасен для человека с кристально чистой душой. Потому для святых праведников, отшельников, живущих пока ещё в физическом теле, мир грубых форм почти нереален, они всегда были «не от мира сего» и всё сознательное бытие своё готовились к жизни в Лучшем Мире. Постепенно их утончившиеся организмы с изменённой энергетикой уже воспринимали особенности Того Мира. Их сознание год от года всё более приобретало мощное звучание и сияние невидимых излучений Горнего Пути, по которому продвигалась их душа. Иными словами, про таких подвижников, божьих людей, преподобных старцев говорится, что они живут в Боге, в двух мирах: телом – в земном, а духом – в Надземном, представляя собой сияющий мост между Небом и землёй. Они – неиссякаемый живой источник Божественной Благодати, которая через таких людей изливается с Небес на землю и на тех, кто соприкасается с ними…
Хорошо бы о них и их подвиге помнить всегда и о том, что, как сказал кто-то из великих: «под личиною видимого мира царит тайный Огонь».
Так, моменто мори, помни о смерти! – которая есть Жизнь Беспредельная.
Подготовила Ольга Авилова.
Агни-йог и Агни Йога,
или «Дары нового сознания приходят,
когда дух готов к принятию их»
«Йог миролюбив. Йог избегает ссор и по мере сил предотвращает их. Йог знает целебность миролюбивых излучений. Йог осознал, что такие излучения приуготовляют ему радушный приём в надземном мире. ... Йог усмирил раздражение как несовместимое с достоинством человека. ... Йог, может быть, не будет знать, кому помогут его светлые мысли, но он не устанет посылать их в пространство, как очистительную жертву: "Пусть будет миру хорошо"».
Учение Живой Этики. Надземное, 891.
Широко известно глубочайшее по своей мудрости древнее изречение «Человек, познай себя». И тот, кого это изречение задело и заставило задуматься, уже встал на воображаемое перепутье, как будто перед ним, как перед сказочным витязем, раскинулись дороги, ведущие: какая – к славе, другая – к бесчестью, а какая – к победе над собой.
Йог – человек, победивший себя, или твёрдо убеждённый, что такой победы он обязательно в конце концов добьётся. Йогами называют людей, подвизавшихся в сферах нездешних, они живут сознанием в иных, Надземных мирах и всем сердцем служат Божественным интересам. А раз так, то истинно – йогом может быть человек, достойный помогать Космическому Разуму, человек в высшей степени нравственный и чистый, стремящийся к бесконечному духовному совершенствованию.
Йог – по-нашему, православный святой. В воспоминаниях монаха, служки одного из преподобных Оптинских старцев, содержится пример описания божественной связи человека с Высшим Миром. Это был столб чистого серебристого сияния над головой старца, невидимый простым глазом, однако хорошо восчувствованный духовным зрением. И тот Небесный Свет служка-монах видел над православным отшельником постоянно, то есть связь старца с Высшим не прерывалась ни на минуту…
Можно искренне пожелать стать йогом. Вообще в мире существует несколько разновидностей систем Йоги, но в любом случае путь йога есть Путь Горний, и он ведёт к Небесам. Один из таких путей – Агни Йога.
Агни-йог – человек, идущий по Огненному Пути. Человек, осознающий Вселенную как Гигантскую Энергетическую Лабораторию, где в начале всего главенствует всеединая Энергия – или Огонь – во всей шкале разновидности и напряжённости.
В начале Времён, говорит современная наука, произошёл Большой Взрыв. Из непостижимой человеческому уму космической сингулярности возникла так называемая горячая Вселенная и мгновенно распространилась везде. В первые крохотные доли секунды, как и в Библии правильно говорится, возник Свет. Этот Свет – Огонь, Энергия, сопровождаемая чудовищными температурами; физики это явление назвали Суперсилой. По мере остывания Света от него отделилась энергия гравитации, после чего постепенно произошло деление на электромагнитное, сильное ядерное и слабое ядерное энергетические взаимодействия. И в ходе этого эпохального разъединения стали во Вселенной возникать из энергии, наполняющей космическое Пространство, элементарные микрочастицы вещества, из которого сложился наш видимый и ощутимый Мир, живущий по физическим законам. Итак, все видимые формы материи проявились, соткались из энерговещества.
Современная наука, в частности через знаменитое уравнение Эйнштейна, говорит об эквивалентности энергии и материи, и даже масса микрочастиц вещества измеряется не в долях грамма, а в электронвольтах.
Всё есть энергия! И тело человека тоже есть сгусток энергии. Все вещи видимые и объекты – сгущённая энергия, по примеру паров воды, превращающейся в лёд. Всё есть Огонь – Агни.
Агни-йог – человек, обладающий космическим энергетическим мировидением. Агни-йог живёт в двух мирах – телом в физическом и духом, сознанием в Надземном. Такой человек духовный управляет своим сознанием, держит стальной волей под контролем желания, чувства и мысли, которые есть движущая и основополагающая сила в Надземном мире. Агни-йог возжёг высокой нравственностью и мощью своей чистой души огни живого сердца, открыл его навстречу Миру и людям для жертвенного служения им. В подвиге самоотречения его сердце стало лучистым, пламенеющим, вечно сияющим солнцем, или ярким факелом, освещающим Путь Горний не только ему, но и тем, в ком возникает желание погреться у такого неугасимого Огня Любви и Преданности.
Агни-йог своим хрустальным сиянием души и жаркой молитвой поднимается в напряжённости излучений до Неба и может сердцем коснуться Великой Космической Иерархии Света.
Трудно, да и невозможно идти по Пути Огненному без Руководства Свыше. Поэтому и Дано было всему человечеству Земли Новое Провозвестие. И как говорил Великий Иисус Христос: не нарушить, а исполнить Закон Божий пришёл Он. Так и Агни Йога передана из Космического Источника уже для современных людей, живущих в XXI веке и обладающих современными научными познаниями в области осмысления Макро- и микромиров – от отдалённейших галактик до невидимых не только глазом, но и новейшими чуткими техническими аппаратами «первокирпичиков» материи, которая на деле, ещё раз повторим, является энергией, духоматерией.
Ведь как удивительно! – Земля, человек, галактика Млечный путь – все они полевые структуры, излучающие энергии и окружённые магнитными полями, находящимися в непосредственном взаимодействии между собой. И даже люди Земли существуют как Единый неразъёмный организм, обладающий общечеловеческим полем духовного всеединства. И Космос энергетически Всеедин!
Но если рассматривать земное человечество – люди, как сообщающиеся сосуды, обмениваются своими энергиями, соприкасаясь аурами и мыслями, которые тоже есть плазмоиды, энергетические образования. То есть все человеческие излучения мыслей, желаний, чувств, идей сплетаются в общую мощную ноосферу Земли.
Из этого всеединства следует, что человек не может быть одиноким, он поневоле на духовном, тонком плане сосуществует с каждым обитателем планеты. И не может быть ни один землянин, даже если он при власти, богатстве и славе, счастлив в полной мере, пока ещё есть на Земле нищие, убогие, несчастные. Люди все «повязаны» узами всеединой энергии планеты и Космоса, даже Боги, помогающие бедному человечеству – «блудному сыну», никак не решающемуся припасть к ногам своего Всемогущего Отца…
Потому до наших дней дошло в полной своей актуальности древнее речение: «Хочешь помочь Миру? Изменись сам – и Мир изменится вокруг тебя». Эту мудрость легко понять, если взглянуть на неё духовным взором с позиций законов взаимодействия сил и магнитных полей.
Подвижник, преследующий цель улучшить Мир, — это сила! — и немалая, потому что в своём стремлении к Общему Благу он получает Помощь Свыше. Также его благие излучения вливаются в общую сферу духовного Всеединства землян и изменяют качество её вибраций, утончают их. А полевая сфера, в свою очередь, уже поменявшая свои волновые характеристики в сторону утончения, облагораживает остальных людей.
Психожизнь планеты – удивительное, сказочное явление, открывающее тем, кто занимается её исследованием, потрясающие перспективы. В таких исследованиях мистика (в самом высоком и научном значении этого понятия) и наука должны шагать, взявшись крепко за руки, не бить друг друга презрением, но объединить свои усилия для открытия многих и многих волнительных Тайн Мироздания.
Руководством к тому пусть служат книги Учения Живой Этики, Агни Йоги. И пусть Елена Ивановна Рерих, философ-космист и общественный деятель, благодаря Огненному Опыту которой это Учение Жизни появилось на Земле, сама пояснит великую значимость и ценность Учения (выдержки из её письма к А.Р. Рудзите, май 1940 г.):
«Внимательный читатель с первых же книг мог составить себе ясное представление об этом высоконравственном и жизненном Учении. Именно жизненном, ибо, как и все моральные Учения всех народов и всех веков, Учение Живой Этики есть прежде всего Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни, как таковое, охватывает всё жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его.
Для достижения этой великой цели необходимо приобретение мудрости, синонимом которой является ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Все величайшие Учителя человечества в своих заветах указывали на этот принцип целесообразности как на главенствующий во всей природе, во всём бытии. Каждая задача и план строятся целесообразностью и утверждаются великим законом и планом эволюции.
Если мы возьмём Евангелие, то увидим, что сам Христос неоднократно указывал на выявление целесообразности в её самом широком житейском применении. Такие Космические законы, как соизмеримость, соответствие и целесообразность, утверждаются во всех Учениях во всей их непреложности, и каждый вдумчивый человек знает, что все действия, лишённые этих качеств, осуждены на рушение. …
Не Христос ли заповедал: “Будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи?” Также и Будда указывал, что мудрый уподобляется змее, которая идёт извиваясь, обходя все неровности пути, но голова её устремлена в одном направлении. …
Итак, Учение Жизни, преподавая великие основы Мироздания и Этики, освещает их со всех углов и попутно расставляет вехи, иначе говоря, указует направление эволюции. Кто же может усомниться, что идти против ведущего закона эволюции – значит очутиться под пятою Гиганта?
… Правильно усвоенное Учение и любовь к Учителю приносят глубокую радость осмысленному жизненному пути и духовный восторг перед открывающимися беспредельными возможностями. Эта внутренняя тихая радость и есть наше единое неотъемлемое сокровище. Но почему так мало обладающих им? Ибо сознание и сердце, обольщённые и отягощённые земными миражами и преходящими ценностями, не могут воспринять вечных истин.
Без доверия невозможно никакое достижение, тем более духовное недоступно. Само бытие в основе своей имеет доверие, и ничто не может создаться и развиваться без этого связующего элемента. Доверие близко любви, и всё в мире держится лишь любовью.
… Во втором томе «Листов Сада Мории», стр. 9, 10, сказано: “Пока дисциплина духа – оковы, заперты двери и по ступеням в оковах не подняться… Понимающий дисциплину духа поймёт направление огня и дойдёт до кооперации Общего Блага. Конец пути может быть освещён тысячью огней Общего Блага. Эта тысяча огней зажжёт радугу ауры. Дисциплина духа есть крылья”.
Всем тяготящимся дисциплиною духа я советовала бы не насиловать себя и временно отложить книги Учения и вести ту жизнь, которая кажется легче и привлекательнее. Насилием ничего не достигается.
… Учение прежде всего настаивает на расширении сознания и на приобретении точных знаний, само являясь неисчерпаемым кладезем истинного познания. Сталкиваясь с разными сознаниями, зрелый дух утвердится в правильной оценке Учения, малоопытный же если соблазнится лёгким достижением и миражем, то пусть не страшится этого, ибо ни имеет ли он перед собой беспредельность? … Учение предлагает путь кратчайший, но если кто-то предпочтёт путь долгий, то кто может запретить ему испытать его? Кто же осудит его за это? Лишь сам он себе судья!
… Учение Живой Этики указует устои, которыми мир держится… …лишь самые реальные, самые конкретные и неотложные указания для применения в жизни, чтобы тем скорее оздоровить тяжкую атмосферу, окружающую нашу планету и не пропускающую целительных лучей, идущих от Высших Миров. Что может быть конкретнее такого совета? …
Также правильно, что человек может развивать своё сознание лишь постепенно и никакое насилие в этом процессе недопустимо. Дары нового сознания приходят, когда дух готов к принятию их».
Сами Великие Учителя человечества, давшие Мудрость Учения Жизни, говорят о такой готовности (Надземное, 874):
«Йог пламенеет готовностью к добротворчеству. … Потому Мы высоко ценим человека, готового к подвигу. Можно утверждать, что такое пламенное сознание подобно спасительному огню маяка. Можно представить себе, как далеко светит такой огонь готовности! Он обладает целительными качествами и широко помогает заблудившимся путникам; так твёрдо запомним, что готовность к подвигу уже есть часть его».
И мы на призыв Великих Учителей: «Будьте готовы к подвигу!» отвечаем уже знакомым с пионерских лет, бодрым и огневым: «Всегда готов!»
Подготовила Ольга Авилова.