№4_2018 Содержание номера:

— К 100-летию со дня основания Музей Востока подготовил масштабную выставку работ Рерихов

— Николай Рерих: «МЕРА ИСКУССТВА»

— Встреча с Алисией Родригес в Музее Рерихов

— Николай Рерих: «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»

— Научная конференция «Рерихи в мировой культуре. 2018»

 

Анонс!

К 100-летию со дня основания

Музей Востока подготовил

масштабную выставку работ Рерихов

Государственный музей Востока и Музей Рерихов (филиал ГМВ) открывают масштабную художественную выставку «Рерихи. Сохраняя культуру», которая приурочена к 100-летию со дня основания Музея Востока.

Вернисаж экспозиции состоится 3 сентября в павильоне № 13 ВДНХ, который впервые откроет свои двери после реставрации.

По словам организаторов, выставка является уникальной по количеству и качеству представленных работ. Экспозиция включает более 300 живописных полотен Рерихов, произведения восточной скульптуры, тибетские иконы, архивные документы из собраний Государственного музея Востока и советского Фонда Рерихов.

Nikolay_R_hНа выставке будут представлены лучшие образцы художественного творчества Николая Рериха — тематические работы и пейзажи «Земля Славянская», «Похитители огня», «Меч Гессера», «Розовые вершины», а также сотни этюдов из его знаменитой «Гималайской серии».

Святослав Рерих. «Николай Рерих»

Многие из работ Святослава Рериха связаны с Индией. Это в первую очередь его зарисовки индийского быта — картины «Священная флейта», «Красная земля», «Мои соседи», «Я иду в одиночестве». Кроме того, зрители увидят редко экспонируемое знаменитое полотно «Христос с учениками». Портретное искусство, одно из самых ярких дарований Святослава Рериха, будет представлено портретами жены художника, а также известной киноактрисы Девики Рани Рерих, индийских знаменитостей и святых подвижников.

Среди экспонатов также документы из архива семьи Рерихов, переданного Святославом Рерихом. Значительная часть материалов относится к научно-художественной экспедиции в Центральную Азию, которую Николай Рерих предпринял в середине 1920-х годов, когда направился в Лхасу, столицу загадочного Тибета. Будут представлены оригинальные письма Рериха, адресованные тибетскому правителю Далай-ламе XIII, редкие буддийские иконы на ткани, уникальные фотографии. Кроме того, в экспозицию включены дневники Елены Рерих, супруги художника, обогатившей мировую философскую мысль учением «Живой Этики».

Источник

 

 

Николай Рерих:

«МЕРА ИСКУССТВА»

Успенский говорит:

«Впереди всех других человеческих способов проникновения в тайны природы идёт искусство. Ум, оперируя с теми данными, которые он получает от органов чувств и психического аппарата, должен идти через трёхмерную сферу и не может идти иначе, точно так же, как он не может действовать иначе, как через логику. Искусство идёт совсем другим путём. Оперируя с эмоциями, с настроениями, оно совершенно не стеснено пределами трёхмерной сферы, совершенно не должно считаться с законами логики и сразу выводит человека в широкий мир многих измерений.

Поэтому искусство идёт впереди науки, точного знания и даже впереди философии, но не служит им, не прокладывает для них путей и идёт своим путём, открывая свои горизонты… Искусство разрушает весь логический и трёхмерный мир, с таким трудом созданный человеком, всю маленькую и жалкую «правду», за которую с таким отчаянием цепляется человек, боящийся без неё очутиться среди хаоса… Искусство видит мир в «астральном свете», строит свой собственный мир, совершенно аналогичный астральному миру оккультистов, и заставляет человека понимать, что этот мир совершенно не похож на мир железных дорог, автомобилей и аэропланов; заставляет понимать законы этого нового мира, полного чудес, и путём постепенного ощущения и постижения этих «законов чудесного» подходит к Вечному. Искусство и всё, что даёт искусство, нельзя ни смерить, ни свешать. Поэзию нельзя заключить в колбу.

Искусство нарушает весь механический порядок трёхмерного мира. Оно отворяет дверь в мистику и в магию, зовёт в мир удивительных и волшебных приключений… Искусство не принадлежит миру трёх измерений и не может ему служить; наоборот, выводит из него, как великая богиня Смерть, которая, если она открывает нам тайны иного мира, в то же время одним взмахом своей руки скрывает и уничтожает этот.

Искусство, которое не говорит об этом «ином мире», не заставляет о нём думать или его чувствовать или рисует тот мир как подобие или продолжение нашего, это не искусство, а подделка, трезвая и рассудочная подделка, псевдоискусство. Псевдоискусство отличается от настоящего, подлинного искусства тем, что оно состоит из одной правды. В нём нет воображения, нет экстаза, нет ощущения далёких неясных возможностей. Одна только голая и трезвая «трёхмерная правда», которая есть величайшая ложь, потому что ничего трёхмерного в действительности не существует.

Задача правильного распознавания истинного и ложного искусств разрешается одновременно с загадками пространства и времени – искусство, довольствующееся временем и не стремящееся к вечности, должно быть и будет признано фальсификацией… В мир высших измерений можно проникнуть, только отказавшись от этого, нашего мира. Кто ищет в высшем мире подобие низшего или продолжение его, тот не найдёт ничего. И кто думает, что нашёл истину или кто-нибудь другой нашёл её за него, тот никогда не увидит даже её тени».

Бывало, о том же с Балтрушайтисом толковали.

20 Декабря 1942 г.

 

Анонс!

Встреча с Алисией Родригес в Музее Рерихов

Rodriges15 августа 2018 года В Музее Рерихов, Москва, состоится встреча с Алисией Родригес, Президентом Международного комитета Знамени Мира. Алисия Родригес – мексиканская актриса, поэтесса, прозаик и общественный деятель, имеет учёную степень доктора литературы, в 1997 году выдвигалась на Нобелевскую премию. Она вручает Знамя Мира президентам государств, общественным, культурным, образовательным и религиозным организациям за их вклад в мировую культуру.

Алисия Родригес встретится с директором музея Т.К. Мкртычевым, президентом Национального Рериховского комитета А.П. Лосюковым, главным редактором журнала «Дельфис» Н.А. Тоотс, членом Союза художников В.В. Надёжиным, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва Н.А. Бикаловой и директором ГБУК г. Москвы «ТКС «Спутник» Е.М. Шабурниковой. Для почётной гостьи Т.К. Мкртычев проведёт экскурсию по музейной экспозиции.

В 15.00 состоится общая встреча сотрудников Музея Рерихов и представителей рериховской общественности Москвы с Алисией Родригес. Она расскажет о своей работе и целях приезда в столицу, а также ответит на вопросы присутствующих. Также планируется обсуждение проектов, которые будут проводиться совместно с музеем и НРК. К ним относится вручение Знамени Мира в 2019 г. учреждениям, проводящим выставки детского рисунка, а также другие культурные мероприятия.  

 Источник

 

Николай Рерих:

«ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»

Красный Крест велик не только человеколюбием. Он велик и в своей международности. Так же и Красный Крест Культуры значителен не только действенным охранением культурных сокровищ, но также и своей международностью. Всё, в чём живёт международность, иначе говоря, человечность, должно быть оберегаемо среди мировых бурь.

Каждая чёрточка, нанесённая в пользу общечеловеческих общений, должна быть охранена со всею любовью и добротою. Нити возможных взаимопониманий обычно тонки до незримости. Но там, где они уже различаемы, они должны быть укреплены. Даже единомыслящие в основе часто наклеивают себе разноцветные ярлыки и мечтают лишь обособиться. А ведь трудовое единение бывает так близко – стоит лишь поступиться двумя-тремя предубеждениями и привычками.

В дни Армагеддона, в часы особенных разобщений следует мыслить обо всём, в чём ещё живёт возможность общения и человечности. Но спросите прохожего, что есть человечность? Скорее всего он убежит в ужасе, примет вас за безумного. А может быть, попросту и не сумеет ответить, что такое человечность. Можно ли о ней на улице спрашивать? Нечто сперва дошло до труизма, а потом стёрлось, забылось, стало ненужным в теперешнем строе жизни.

В пути не раз встречалась улыбка человечности. Вспыхивает она, как радушный огонёк в пустыне. Даже свирепые голоки* не тронут путника, забредшего к их костру. Если проявится человечность, то и обиды не будет. Колючее слово не скажется. Путник не будет обобран и изгнан от костра во тьму звериной ночи.

О человечности столько писалось! Она заслужила аптечный ярлык «гуманизма». Облёкся в скучную серую тогу гуманизм. Уже не заговорите о нём в «приличном» обществе. Заседания, посвящённые гуманизму, напоминают похоронные собрания. Кисло-сладки речи, и ждётся минута, когда прилично уйти.

Но ведь человечность есть светлая радость, есть раскрытие сердца, есть праздник души (выделено ред. «С»). Радостный человек добрее, доходчивее, отзывчивее. Чем же порадовать людей вне их самости, вне зависти, вне ненавистничества?

Во все времена, даже и в самые трудные, должны же быть радости общечеловеческие. Должны же быть зовы всепроникающие. Неужели зов о человечности погребён, как злейший труизм?! А детям-то как нужна радость, иначе ещё разучатся радоваться. Бывают же в городских трущобах детишки, никогда не видавшие цветов!

20 апреля 1942 г.

«Листы дневника»

_______________

* Непрочные объединения монголо-тибетских родов на северо-востоке Тибета.


 

«Рерихи в мировой культуре. 2018»

 

Под таким ёмким заголовком планируется провести

6–7 октября 2018 года научную конференцию,

которая ежегодно проходит в Усадьбе Лопухиных в Москве,

где располагается Музей Рерихов (филиал Государственного музея народов Востока; Малый Знаменский пер., д. 3/5).

Madonna_Kultura

Организаторы конференции — 

Музей Рерихов и Национальный Рериховский комитет

приглашают принять в ней участие. 


Предварительная программа конференции:

6 октября 10.30 – 17.00 – открытие конференции; пленарные заседания.

7 октября 10.00 – 13.00 – пленарные заседания.

14-30 – 17.30 – Круглый стол «Актуальные проблемы и перспективы развития рериховедения».

 

Темы обсуждения на пленарных заседаниях:

1. Особенности начала зарубежного периода жизни и творчества Н.К. Рериха и Е.И. Рерих (1918–1923 гг.)

2. Н.К. Рерих и деятели русского зарубежья

 3. Годы учёбы Ю.Н. Рериха и С.Н. Рериха в Европе и США

4. Вклад членов семьи Рерихов в российскую и мировую культуру

5. Н.К. Рерих и развитие основ международного права в сфере охраны культурного наследия

6. Культурные традиции народов мира в жизни и творчестве Рерихов

7. Метод цитирования памятников мировой культуры в художественном творчестве Н.К. Рериха

8. Ю.Н. Рерих: вклад в изучение истории и культурных традиций стран Востока

9. Художественное творчество и международная деятельность С.Н. Рериха

10. Философские воззрения Рерихов и русская религиозная философия, русский космизм

11. Философские воззрения Рерихов и религиозная философия Индии и Тибета (веданта, неоведанта, буддизм)

12. Рерихи и Теософия Е.П. Блаватской

13. Источники формирования художественного стиля Н.К. Рериха

14. Е.И. Рерих — основатель Учения «Живая Этика»

15. Место Учения «Живая Этика» в мировой культуре.

 

Полную информацию о будущей конференции можно узнать, пройдя по ссылке

http://наследие-рерихов.рф/283-konferentsiya-rerikhi-v-mirovoj-kulture-2018