№3_2014. Содержание номера:

— Великое Послание Тибету. (Доказательство того, что Тибет закономерно вошёл в состав КНР в середине XX века)

— ЗАЯВЛЕНИЕ Международного Центра Рерихов

— ПУТЬ НА КАЙЛАС, или «Зарубки на память» о Тибете

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Международного Центра Рерихов
по поводу распространенной Министерством культуры РФ
информации в отношении коллекции картин, принадлежавшей С.Н. Рериху,
и его волеизъявления в отношении переданного им в Россию наследия

9 июня 2014 г. на сайте Министерства культуры РФ размещено заявление «Информация в петиции Международного Центра Рерихов не соответствует действительности», в котором распространяются ложные сведения в отношении коллекции картин, принадлежавшей С.Н. Рериху, и его волеизъявления в отношении переданного им в Россию наследия для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха. «… МЦР, – сказано в заявлении Министерства культуры, – на протяжении многих лет пытается истребовать из федеральной собственности картины Рерихов, которые находятся в оперативном управлении Государственного музея искусства народов Востока и включены в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. В обоснование своей позиции МЦР ссылается на завещательное распоряжение С.Н. Рериха в пользу Советского фонда Рерихов (СФР) и письмо, что МЦР является правопреемником СФР». Видимо, под названием «петиция» Министерство культуры имело в виду «Открытое письмо деятелей науки, культуры и общественных деятелей в защиту общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов», размещенное на сайте www.change.org. Но это не петиция Международного Центра Рерихов, а свободное выражение поддержки МЦР со стороны тех, кому небезразлична судьба нашего музея. За что МЦР искренне благодарит всех, сделавших свой выбор в защиту Культуры в наше сложное время.

Более десяти лет Министерство культуры и МЦР находились в судебном процессе. 24 ноября 2011 г. было вынесено решение Хамовнического суда г. Москвы, в котором во второй раз МЦР был признан наследником С.Н. Рериха на основании его завещания. Решение суда вступило в законную силу. Учитывая, что Министерство культуры вновь пытается ввести в заблуждение руководство страны, судебные органы и общественность относительно наследия Рерихов, Международный Центр Рерихов (МЦР) считает необходимым дать некоторые пояснения и привести ряд документов, подтверждающих нашу позицию.

Картины Рерихов, о которых идет речь, никогда не находились в федеральной собственности. Эта коллекция картин, принадлежащая Святославу Рериху, гражданину Индии, была передана государству только на временное хранение для проведения выставок (Акт передачи картин № 4193 от 02.10.1978 и приказ МК СССР № 776 от 13.10.1978). Затем эта коллекция в соответствии с приказом МК СССР №234 от 30.05.1989 была передана в Государственный музей искусства народов Востока (ГМВ), также на временное хранение. С.Н. Рерих свою коллекцию картин государству не дарил, не продавал и не завещал. На каком же тогда основании Министерство культуры утверждает, что эта коллекция находится в федеральной собственности? Как свидетельствуют документы, законных оснований нет. Через несколько дней после смерти С.Н. Рериха директор ГМВ В.И. Набатчиков своим приказом № 13 от 25.02.1990 переводит эту коллекцию с временного на постоянное хранение. Разве эти действия можно рассматривать как законные по приобретению государством прав собственности на коллекцию? Конечно, нет. Министерству культуры и директору ГМВ было хорошо известно, что С.Н. Рерих 19 марта 1990 г. у нотариуса в Бангалоре (Индия) подписал свое завещание «Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве», на основании которого свою часть наследия родителей – Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, включая и коллекцию картин в составе 288 полотен, которая находилась в ГМВ на временном хранении, он передавал в СФР для создания общественного Музея имени Н.К. Рериха в Москве. Более того, руководство СФР и доверенное лицо Святослава Рериха в Европе Гизела Ингеборг Фричи неоднократно обращались к Министерству культуры с требованием во исполнение воли владельца коллекции передать картины Рерихов из ГМВ в СФР. Но этого сделано не было. Действия директора ГМВ по переводу коллекции с временного хранения на постоянное, в соответствии с требованиями российского закона и международного права, являются незаконными и могут быть определены как захват чужой собственности.

После смерти Святослава Рериха прошло 23 года. Именно столько времени потребовалось Министерству культуры, чтобы наконец-то признать завещание С.Н. Рериха в пользу созданного им Советского Фонда Рерихов. Сколько же теперь потребуется времени Министерству культуры, чтобы признать за Святославом Рерихом право распоряжаться принадлежавшим ему имуществом?! В приведенной выдержке из заявления Министерства культуры сказано о письме, в котором МЦР определен как правопреемник СФР, при этом не указаны ни автор этого письма, ни повод, послуживший к его написанию. На самом деле так называемое «письмо» является засвидетельствованным 22 октября 1992 г. у нотариуса волеизъявлением Святослава Рериха, повторяем, собственника и коллекции картин, и всего переданного в Россию наследия. Причина появления этого «письма» состояла в том, что Министерство культуры не желало отдавать коллекцию картин из ГМВ в МЦР, как того требовал Рерих. Более того, министерство начало процедуру непризнания МЦР правопреемником СФР с целью изъятия у него всего остального наследия. Поэтому Святослав Рерих вынужден был у нотариуса признать права МЦР на переданное СФР наследие. Из этого документа следует, что С.Н. Рерих фактически передал права распоряжаться наследием как при своей жизни, так и после своей смерти от СФР к МЦР. В этом отношении он и назвал МЦР правопреемником СФР. Поэтому для получения права распоряжаться наследием не имеет значения, является ли МЦР правопреемником СФР или нет. Так распорядился сам Святослав Николаевич Рерих, который после преобразования СФР в МЦР в связи с начавшимся распадом СССР неоднократно письменно подтверждал право МЦР на переданное им в Россию наследие. Достаточно сказать о письме Рериха к президенту РФ Б.Н. Ельцину от 26 апреля 1992 г. В этом письме С.Н. Рерих обратился к президенту РФ с просьбой оказать содействие в возвращении МЦР принадлежащей ему коллекции картин, незаконно удержанной ГМВ. Но, видимо, в Министерстве культуры вновь забыли об этих документах, как, впрочем, и об историко-юридической справке самого Министерства культуры «О коллекции С.Н. Рериха», которая всего два года назад была подписана министром А.А. Авдеевым и содержала правдивую информацию и о коллекции С.Н. Рериха, и о правах МЦР на наследие Рерихов. Что же произошло, если с приходом нового министра В.Р. Мединского Министерство культуры без каких-либо на то оснований вновь начало в суде процедуру непризнания МЦР наследником Святослава Рериха?

МЦР считает, что причиной столь кардинального изменения позиции Министерства культуры является стремление скрыть исчезновение значительной части картин из коллекции С.Н. Рериха (материалы статьи А. Стеценко «Правда о коллекции С.Н. Рериха» (Каталоге «Музей имени Н.К.Рериха. Живопись и рисунок» т. 2. М.: МЦР, 2010) и журналистского расследования «Новой газеты» от 20 июля 2009 г. «Страшная сказка музея Востока»). До сих пор неопровержимые факты незаконного отсутствия картин из коллекции С.Н. Рериха (в соответствии с приложениями №№ 4, 5 завещания Святослава Рериха, в России должно находиться 288 картин, по данным ГМВ, находится только 282) заставили Министерство культуры в 2012 г. признать отсутствие 6 картин (историко-юридическая справка Министерства культуры «О коллекции С.Н. Рериха»). Необходимо отдать должное бывшему Министру культуры А.А. Авдееву, который хорошо понимал, что невозможно продолжать игнорировать волю великого нашего соотечественника в отношении определенного им владельца на переданное в Россию наследие и скрывать пропажу картин. Пора переходить к конструктивному диалогу и совместным действиям, направленным на сохранение в России наследия Рерихов. Его решением была создана совместная комиссия министерства, ГМВ и МЦР, которая должна была, основываясь на волеизъявлении Святослава Рериха, снять все спорные вопросы в отношении коллекции С.Н. Рериха и принять меры к сохранению наследия Рерихов в России. Но, к сожалению, после ухода А.А. Авдеева с поста министра, сменивший его В.Р. Мединский все начинания в этом направлении остановил, и министерство вновь взяло курс на нарушение волеизъявления Святослава Рериха и непризнание МЦР его наследником. Такой путь ведет к утрате наследия Рерихов в России, как это случилось с той частью наследия, которая осталась на квартире Юрия Рериха в Москве после его смерти в 1960 г. и при полном бездействии Министерства культуры в отношении ее сохранения была полностью разграблена (Ревякин Д. Гибнущее наследие. М.: МЦР, 2010). Мы призываем нынешний состав Министерства культуры признать и выполнить волю Святослава Николаевича Рериха и вернуться к выполнению тех задач, которые были намечены Министром культуры А.А. Авдеевым в этом вопросе. Это единственный путь сохранить наследие Рерихов, так необходимое России.

 

 

ПУТЬ НА КАЙЛАС,

или «Зарубки на память» о Тибете

Едем в Тибет! Мой младший брат уже проверил на себе этот высокогорный маршрут, и теперь берёт с собой меня. Правда, в мае китайские власти не пускают туда европейцев из-за множества тибетских религиозных праздников, но всё должно получиться! И вокруг священной горы Кайлас пройдём – так запланировали. С нами едут ещё трое таких же «ненормальных» искателей восточной экзотики.

Прибыли в Пекин.

Комментарий брата: «Прилетели рано, в полтретьего ночи. Ждали автобус как настоящие туристы. Далее традиционная программа: Тяньаньмынь, Гугун (Императорский дворец. – Авт.), храм Неба, пельмени в хотунских забегаловках».

Да, до утра кто сидел, кто лежал на туристических ковриках в аэропорту, благо ночью он пустой, а к утру уже народ зашевелился… При посещении Вечного Города Гугуна решила, что дворцы западных царей и вельмож всё-таки величественнее.

Прошли Китайскую стену, ведь она идёт по гребням гор, так по горам мы и шагали – весь отреставрированный участок от начала до конца. Мао Цзэдун сказал: «Кто поднялся на Китайскую Стену, тот герой» — мы герои.

…Ламаистский храм в Пекине очень впечатляет. Скульптура Цзонкапы, за ним высится священный Будда Майтрейя – огромнейший! Не разрешали фотографировать, но скульптура всё равно не поместилась бы в кадре. Спутники меня успокоили: «Не волнуйся, у нас он есть».

В Пекине жили в гэсхаусе (300 рублей в сутки), мужчины в четырёхместном номере, а меня сначала поместили, повезло, с русскими студентками из Бийска и Хабаровска (они на каникулах приехали познакомиться со столицей Китая), а потом подселились две норвежки и африканка.

Весь день осматривали достопримечательности Пекина, вечером гуляли по его улицам и площадям, брат водил нас на «блошиный» рынок, где в пищу местному населению подаются нанизанные на палочки живые скорпионы и змеи, жуки, пауки, улитки, морские коньки. Экзотика! – здесь полно западных туристов и китайцев. Народ в восторге, чего не скажешь обо мне… Обычные для Китая многолюдные народные гулянья и национальные танцы на площадях и в скверах города по вечерам – можно сфотографироваться на их фоне и даже потанцевать. Смотрели буквально все достопримечательности в дружной и очень тесной, толкающейся и шумной китайской компании… даже в конце нашего маршрута около Эвереста.

 

Я знала, что на Храме Неба есть знаменитый Знак триединства Николая Рериха – три красных круга в виде треугольника остриём вверх – и упорно его искала. Наконец нашла под самой крышей храма – потом снимала, снимала всевозможную сакральную буддийскую символику. Очень всё красиво! А Знак триединства встречается не только на Храме Неба – увидела его и в Летнем Императорском дворце, и в Ламаистском храме, и в Храме Конфуция, Даостском храме, где стоит нефритовый Лао-Цзы.

Мы, впервые прибыв в Пекин, захотели посмотреть хотуны, где живут простые китайцы. К их чести, хоть и бедненько, но всё чисто и опрятно.

Уже вне программы посещения знаковых мест Пекина, намеченных братом, — я захотела в Музей истории Китая, хотя спутники встретили моё желание без энтузиазма. Кончилось тем, что все мы разбрелись по залам музея, поглощённые увиденным и восхищённые… Древнейшие, начала нашей эры, большие красочные скульптуры буддийских божеств, святых, Тар, Будд и Бодхисаттв. Манджушри, огромная голова Авалокитешвары из дерева, священные танки, всевозможные нефритовые вещицы. Очень красиво – потрясает чрезвычайно тонкая резьба! Недаром переводчик предупреждал, что в этот музей надо приходить на весь день. Есть залы подарков китайскому правительству, залы современного буддийского искусства, итальянской живописи и т.д.

Бродили по улочкам, глазели, фотографировали забавные сценки из жизни пекинцев, все на велосипедах и миниатюрных мотороллерах, машин мало. Собачки у них уж больно ухожены. Но нас ждал Тибет и преддверие его – Чэнду.

 

Чэнду – город на юге Китая – в нём мы должны были получить «пермит», разрешение на въезд в Лхасу, столицу Тибета.

Комментарий брата: «Чэнду – город панд, даосов, гигантских будд, дюже современный колорит соседствует с Парком культуры и отдыха и местными танцами “паралич застиг некстати”. Город контрастов, население в 12 млн. жителей. Нас изловил “помогай”, который организовал экскурсию в глубинку. Увидели китайский быт без прикрас, где основным богатством является “велик” 40-50-х годов».

В ПКО, также как и в Пекине, по вечерам отплясывали старички, а наши ребята над ними подсмеивались. Китайцы танцевали и пели, объединившись в отдельные большие круги и исполняя кто во что горазд; тут и барабанщики. Шумно! Но все очень довольны.

Поехали в Лэшань (полтора часа езды от Чэнду на автобусе) к знаменитой огромной, выше 70 метров, статуе Будды, вырезанной из цельной скалы в 713 году н.э. И тут вокруг нас толпы китайцев, любителей путешествий. Они даже подплывают на специальных лодках – только со стороны реки удаётся сфотографировать статую Будды во весь её исполинский рост. Впечатляют гроты, пещеры со священными буддийскими изваяниями… древние барельефы, покрытые мхом… необыкновенные скульптуры Архатов с «капюшоном» кобры над головой – вспомнились легендарные Наги… Чтобы всё успеть посмотреть – нужен целый день. Однако в самом Чэнду тоже очень много любопытных достопримечательностей, но у нас не было времени их досконально рассматривать – подгонял отъезд в Лхасу.

И вот – о счастье! – нам выдали «пермит» на посещение Тибета, хотя билеты на самолёт уже давно лежали в кармане. Мы кричали «ура!», его сфотографировали. Но мы ещё не знали, что нас ждёт!..

 

Комментарий брата: «Прилетели, сразу же поехали в Самье. Высота 4 (тысячи м н.у.м. – Авт.), на перевале было 4,5. Организмы в шоке. Бошки гудят, потрошечки урчат, качает из стороны в сторону, лица преобрели землистый цвет, глаза красные. Всё равно попёрлись на главенствующую высоту, были обдуты, омыты стихией. Хорошее начало».

Вот она, тибетская земля! И нас очень тепло приняли – встретил переводчик, повязали хадаки (священные шарфы), подали автомобиль, который потом везде нас возил. Но мы ещё не ощутили по-настоящему, что такое высота. Кстати, молодцы китайцы! – они озеленяют Тибет, высаживают деревья целыми плантациями на высокогорье, укрепляют берега рек, везде проложили хорошие надёжные дороги. Мы наблюдали их технические новинки – например, уличные фонари работают от небольших солнечных батарей, установленных прямо над ламподержателем, – батарея днём заряжается, а ночью питает фонарь. Даже вода в чайнике греется с помощью фокусирующих солнечный свет зеркал!

Приятно поразило, что везде, и в ресторанчиках, и в номере гостиницы красиво, потолки и стены украшены орнаментами в тонком буддийском стиле; утром просыпаешься и любуешься причудливыми завитушками и переплетениями линий. Дома поглядела на свои потолки …

Пошли смотреть Поталу, дворец тибетских далай-лам. Жара, запах перегоревшего ячьего сала… Всё, моих сил нет – накрыла «горняшка», по выражению брата, горная болезнь. Брат определил моё состояние так: «Ты синяя, как баклажан»… Лежу в номере гэсхауса, и никто и ничто мне не нужны. Но это всего один вечер. На другое утро встала бодрая, и повели меня в старинный буддийский монастырь.

На всём нашем пути бесчисленные буддийские монастыри, красочные павильоны храмов, белые ступы… Опять священные изображения Цзонкапы, Белой Тары, Будды Шакьямуни, огромные скульптуры Будды Майтрейи, будущего Владыки Мира; моря света от бесчисленных лампад… Снова фотографировала древнейший Знак триединства – он встречается здесь везде. Также Белый конь Чинтамани с этим пламенеющим Знаком на седле – легендарный конь, символ прихода Новой Эпохи добра и справедливости. Но не все монастыри с рвением посещала, так как есть тантрические и боновские – туда не хотелось…

Конь Чинтамани

В монастыре Самье с любопытством наблюдали религиозный диспут, когда монахи проверяют друг друга на знание буддийской философии. Один задаёт вопрос, и пока он делает короткое телодвижение или прыжок, или хлопок в ладоши, другие должны выдать ответ. А вокруг сидят, глазеют, снимают европейцы, абсолютно ничего не понимая. Но интересно! Я уже раньше читала о таких диспутах и просветила своих спутников.

Снова в путь. Комментарий брата: «Идём с набором высоты. С нами гид с водителем. Водитель с интересной судьбой. В молодости выжил после удара молнии. Сменил имя, теперь его зовут Карма. Вот так Судьба ведёт нас по Тибету».

Высота 4 920. Едем в микрике, голова кружится, подташнивает, всё время поглядываем на табло – на какой высоте над уровнем моря находимся? Зато на обратном пути она нас уже не волновала: голова не болела, и самочувствие было хорошее, адаптировались.

Показались Гималаи! И мы омылись в священных водах Манасаровара, огромнейшего легендарного озера, — так всякий получает благословение на удачное прохождение коры, паломнического ритуального обхода вокруг горы Кайлас – главной цели нашего путешествия. Тибетцы допустили нас только до Большой, «внешней коры». Есть ещё Малая, «внутренняя кора», может, и туда попадём?..

А недалеко от Манасаровара есть ещё озеро Ракшас, озеро злых духов, там мы не были. Тут гид спрашивает: «Что это за глупый мужчина есть у вас в России, который купается то в Манасароваре, то в Ракшасе?» Мы застыли в недоумении, но брат всё-таки догадался: «Иванушка-дурачок из русских сказок». Гид пояснил: «Туристы из России бросаются купаться то в Ракшас, то в Манасаровар». То есть, по сказке, из озёра с мёртвой водой в озеро с живой. Да, с русскими не соскучишься!

Идём. Показалась гора в виде колокола – Кайлас!!! Священная гора для четырёх мировых религий – бон, буддизм, шиваизм, индуизм. Много загадочного написано об этой горе, и она не совсем высокая – всего 6600, но это одна из немногих на Земле высот, на которую не ступала нога человека, альпиниста! На неё подняться невозможно, она к себе никого не пускает.

Гора Кайлас. Фото Л. Тертычной

Путь вокруг Кайласа мы проделали пешком, уложились в два дня, а паломники-богомольцы проходят его весь за три дня с полным простиранием и мантрамом «Ом Мани Падме Хум»… Тибетцев очень много. К Кайласу приезжают многочисленные индийцы, так как эта гора для них также священна, но здешние климатические условия для граждан Индии невыносимы, очень холодно, поэтому они совершают лишь часть «прохода» на автобусе, а самые смелые садятся в зимних пуховиках и шапках на лошадку и трусят некоторое время, потом снова в автобус. Брат комментировал: «Интересно, кому засчитается священная кора, ослику или индийцу?» Для русских холода не страшны, однако действительно тяжело, но невероятно красиво!..

Путешественники стараются сделать как можно больше снимков горы, на них можно невзначай разглядеть попавшие в зону съёмки священные символы: свастику, лотос и т.д.

Как я чувствовала себя в поле высокой энергетики Кайласа? Тело всё верещало от нехватки кислорода, сильного холода (минусовая температура), некомфорта, голова кружилась – это мешало погрузиться во внутренние ощущения. Но когда ты стоишь перед величавой красотой легендарной горы, когда закатное или восходящее солнце отражается яркими неземными красками на её белоснежных ледниках! – всё отходит на задний план. Брала с собой Знамя Мира и развернула его на фоне Кайласа.

Рядом монастырь, посвящённый Миларепе, великому йогу Тибета, тут же его пещера, где святой медитировал в уединении и слышал голоса Дэв. Зашла туда, фотографировать нельзя. Там встретились то ли китайцы, то ли японцы. Сказала по инерции: «Здрасте». Отвечают: «Здрасте». Что такое? Говорят на русском языке: «Мы – вьетнамцы». Потом переводчик нас спросил: «Какое отношение монголы и вьетнамцы имеют к России? Монголия – это часть России?» Нет. Оказалось, пришли группы монголов и вьетнамцев – они читают русские книги! Азиаты-интуристы взяли к Кайласу русские книги – очень приятно! А брат нашему гиду ответил: «Они – не часть России, но мы любим друг друга и дружим».

 

Холод везде, в том числе в неотапливаемом гэсхаусе, через дыры в крыше которого видны звёзды; в нём мы остановились. Умываться практически нечем, поэтому почистить зубы и т.д. – невозможная роскошь в тех условиях. На дворе туалет, где действует «обратная гравитация» при страшном ветре, и поход туда только в комедийных фильмах показывать.

…На другой день встали очень рано, в полчетвёртого, чтобы в четыре утра пройти перевал Далма-ла (перевал Тары, 6 тысяч м н.у.м.), так как, если запозднишься, снег и лёд начнут таять, тогда становится скользко, и можно улететь… Очень опасно! Но, удивительно, подниматься на перевал не было тяжело. Обычно люди, покорившие Далма-ла, спускаются вниз и отдыхают, а мы помчались дальше, надеясь, что нам разрешат пройти внутреннюю кору. Внутренняя коря – это более близкий подход к Кайласу, а в конце пути прорублен «красный коридор Шамбалы» с белыми ступами. Мы мечтали, что пройдём по нему. Видимо, в следующий раз!..

Когда закончилась наша кора, гид спросил: «Вы что-нибудь почувствовали?» Для тибетцев важно не просто прогуляться вокруг священной горы всего Востока, а открыть в себе с помощью энергетики Кайласа что-то важное, и каждый тибетец стремится достичь божественного отзвука в своей душе. Чего не хватило мне? Мешала сосредоточиться на Высшем чрезмерная опека меня спутниками, они беспокоились, что я устала или замёрзла. Конечно, спасибо им за это, но…

При входе на кору и выходе установлены досмотровые посты, дежурят военные, стоят бронемашины. В начале пути излишняя раздражающая суета – для нас странная, ведь путь к священному Кайласу должен проходить в молитвенной тишине. И на второй день также много было тибетцев, обгоняющих нас или отстающих, но их внутренний настрой, духовное состояние, молитвы-мантрамы делали их присутствие лёгким, неназойливым, наоборот, всё окружающее обретало глубокий, трепетный смысл.

А ещё в одном месте священного обхода укоренился обычай срезать прядь волос, подстригать ногти – как бы символ того, что ты освобождаешься от плохого прошлого и начинаешь новую чистую жизнь. Один из наших спутников попросил: «Подстригите меня наголо!» Сказано – сделано. На высокогорном перевале, под открытым небом, звёзды обступили нас со всех сторон, я светила фонариком, а брат подстригал. Хорошо получилось!..

 

Комментарий брата: «Прошли кору. Едем к Эвересту в базовый лагерь». И следующий: «Ночевали в местечке Олдтингри. Художник Сюриков отдыхает по части сюрреализма. Почти что отель «У погибшего альпиниста» в тибетском исполнении. Ночное купание в горячем источнике. Над головой тьма звёзд. Туземки и туземные дети. Пётр в роли льва Бонифация. Стеклянная галерея с коммунистической символикой и видом на ночной Эверест. Зелёный чай».

Это был самый лучший вечер пребывания в Тибете! Днём произошёл «бунт на корабле», кто-то из мужчин отказался ехать в забронированный где-то гэсхаус, предложено остановиться в более-менее приличном отеле, где можно по-человечески помыться и погреться, — в том самом Олдтингри. Конечно, умывались в тазике, с водой здесь также напряжёнка, но тут горячие источники, в крошечном бассейне плещутся все подряд, однако на втором этаже имеется такой же крошечный бассейн для европейцев. Я предусмотрительно ждала, когда наполнится верхний водоём, а спутники мои, не долго думая, разделись и примкнули к тибетцам. Пётр учил русскому языку тибетских ребятишек, громко выкрикивая и демонстрируя: «Нога! Рука!», малыши дружно повторяли. Всем было очень смешно и счастливо!

И наконец я опускаюсь в воду. Темно, вокруг сквозь стёкла галереи огромные звёзды, вода тёпленькая, но когда погружаешься весь, то становится тепло, однако остерегайся высовывать из воды руки и ноги, ведь «снаружи» плюс 4-5о… Потом присоединились брат с друзьями, мы долго лежали в воде, грелись, затем оделись и сытые, чистые любовались на окружавшие нас со всех сторон звёзды… Было здорово!

 

Вообще, по большому счёту, в такое путешествие отправляются люди, вдохновлённые высокой идеей – она, как флаг, проведёт сквозь все невзгоды и опасности и окрасит путь восторгом и радостью. Огромное удовольствие доставляло фотографировать удивительные виды природы, цветы, людей, сценки из жизни – чтобы домой приехать и всё это тщательно рассматривать и радовать друзей.

Комментарий брата: «Едем домой! Уже снятся красный борщ с зелёным луком, вареники со сметаной. Значит, завтра – даст Будда! – будем в Хабаровске». Летели из Лхасы в Чэнду, потом – Пекин и Хабаровск.

Покидала Лхасу с затаённой грустью – ведь так мечтала, так рвалась сюда, и вдруг – всё, конец!.. Тоскливо, как будто покидала свой родной дом. Дом, где в древнейших сакральных фресках, скульптурах, наскальных рисунках, буддийских библиотеках сохраняется энергетика Божественного Присутствия Великих Учителей, семьи Рерихов, ведь их Центрально-Азиатская экспедиция также проходила по этим местам. В Тибете ощущение Присутствия не отпускало душу. И не хотелось расставаться с космическими, лунными пейзажами природы, с небом, которое здесь окружает тебя со всех сторон, — бездонное днём и звёздное ночью.

Из иллюминатора самолёта смотрела на безлюдную громаду гор внизу и размышляла о некой Вселенской Тайне, которую эти горы сурово и величественно хранят…

Впечатления Людмилы ТЕРТЫЧНОЙ

записала Ольга АВИЛОВА.

Фото Людмилы Тертычной.