Бюллетень №5
Вселенная
ОДЕВАЯСЬ В НОВОЕ... ТЕЛО
Перевоплощение. Реинкарнация…
В этом понятии зашифрована способность человека жить вечно, когда его бессмертная душа раз за разом сбрасывает износившуюся старую оболочку-тело, а затем облекается в новую «одежду из кожи», как говорится в Библии.
Вот случай, потрясший Индию зимой 1935-1936 годов. Его подробно описала в своих письмах друзьям в Америке и Европе философ и общественный деятель Елена Рерих, когда семья Рерихов жила в Индии. Детальное описание этого происшествия, получившего название «случай Шанти Дэви», также находим в книге «Путь белых облаков» философа и художника Эрнста Гоффмана, европейца, ставшего буддистом и известного миру под именем Ламы Анагирика Говинды.
Маленькая девочка Шанти Дэви, жившая в Дели со своими родителями, настойчиво утверждала, что она замужем, а её муж и сын находятся в Муттре – городке, расположенном в восьмидесяти километрах от столицы Индии. Никто не обращал внимания на её слова, считали, что это детская фантазия. Но когда ей исполнилось восемь лет, брат её деда, профессор Кисчен Чанд, решил проверить и установил истинность этих «фантазий». Он пригласил в Дели Кедартат Чаубея, бывшего мужа девочки, вместе с его второй женой и сыном.
Шанти не предупредили, но когда она вошла в комнату, где сидели необычные гости, сразу же узнала и мужа и сына. Она обняла мальчика, называя его теми ласковыми прозвищами, которые так хорошо помнил её прежний муж, и у него развеялись последние сомнения. Она также напомнила ему о маленьких интимных подробностях, известных только обоим.
Для большей убедительности девочку повезли в Мутту и попросили показать дорогу к прежнему дому. Она сразу уверенно нашла путь к нему среди множества запутанных улочек. Потом Шанти показала дом своей бывшей матери. «В саду раньше был колодец, — воскликнула она, — куда же он делся?» и показала его место. Колодец, оказывается, закопали. Воспоминания девочки подтверждались во всех подробностях.
Подобные случаи, когда дети и взрослые вспоминают о своих прошлых воплощениях, не единичны. Но нас, в первую очередь, интересует, как официальная наука относится к такому поразительному явлению, как реинкарнация.
Американский учёный-психиатр Ян СТИВЕНСОН заинтересовался вопросом перевоплощения, указывающего на бессмертие души человека, и решил посвятить ему свои научные изыскания. Они дали настолько поразительные результаты, что знаменитый миллионер Честер Карлсон, изобретатель машины «ксерокс», выразил желание финансировать расходы и поездки учёного. Хотя коллеги Стивенсона с подозрением косились на его труды и начинали крутить пальцем у виска.
Идея «блуждающих душ» провела Яна Стивенсона по пыльным дорогам Индии, Шри-Ланки, Южной Америки, Ливана, Южной Африки и других стран «третьего мира». Учёный и его коллеги-единомышленники собрали сотни историй перерождений, неопровержимых доказательств случаев реинкарнации, подкреплённых медицинскими документами, выписками из служебных книг, фотографиями, свидетельствами очевидцев. Книга Стивенсона «Дети, помнящие предыдущие жизни» мгновенно стала бестселлером и помогла учёному обрести много последователей по всему миру, в том числе в России.
Например, Наталья ДЁМИНА, кандидат мед. наук, психотерапевт, утверждает:
«Я как современный учёный, имеющий ранг Российской Академии наук, могу заявить совершенно откровенно, что прошлая жизнь существует».
Что подтолкнуло Стивенсона
заняться вопросом «блуждающих душ»?
Его, возглавляющего кафедру психиатрии университета штата Виржиния, США, терзали сомнения. Он, будучи главным психиатром госпиталя при этом университете, ясно видел – многие случаи душевных расстройств, в том числе раздвоение личности и мания величия, не укладываются в «прокрустово ложе» ортодоксальной психиатрии. Учёный писал: «Я обнаружил, что есть случаи, которые мы не можем удовлетворительно объяснить генетикой и влиянием окружающей среды или же их комбинацией».
Парапсихология – наука, поставившая перед собой цель изучить такие необычные явления, как телепатия, левитация, реинкарнация и др. Вот туда и устремился Ян Стивенсон в попытках найти ответ на волновавшие его вопросы. Коллеги доктора были в шоке от его новых интересов – они не укладываются в рамки традиционной психиатрии. Но погрузившись в океан сверхвозможностей человека, Стивенсон уже не захотел возвращаться к прежним берегам. Истории людей, которые помнят прошлые жизни, накрыли его с головой.
Рассказывает Игорь САЛЫНЦЕВ, врач-психиатр, президент Всероссийского общества гипнологов:
«Я на некоторых сеансах, погружая пациента в глубокий транс, внушал те времена и годы, когда этот человек не жил. Например, говорил:
— Идёт 1943 год. Вы кто?
Мой пациент назвал абсолютно другое имя:
— Михаил.
— Сколько тебе лет?
— Девятнадцать.
— Чем занимаешься?
— Я солдат, в окопе.
— А почему такой бледный?
— Меня контузило…
Потом я назвал другие время и число, и этот же пациент мне выдал уже немецкое имя и начал говорить на чистом немецком языке. После сеанса оказалось – пациент вообще не владеет немецким, он знает английский! Спрашивается, откуда в нём знание немецкого языка?..»
В картотеке психиатра Стивенсона скопилось много рассказов как взрослых, так и детей. Детям учёный доверял больше. Взрослый человек прочитал сотни книг, посмотрел много фильмов, у него есть друзья и богатый жизненный опыт. Он может запомнить какую-то информацию, а затем намеренно или неосознанно выдать её за воспоминания о прошлой жизни. С детьми проще, их сознание – чистая «доска», и если ребёнок начинает называть себя другим именем, приводит какие-то цифры, факты, то вполне реально, что он вспоминает прошлую жизнь.
Говорит Наталья Дёмина:
«Дети помнят. И в культуре некоторых народов есть такое уважительное отношение к памяти ребёнка, этим отличается Восток, — в буддизме, индуизме, там спокойно и доброжелательно воспринимают подобную информацию. Ребёнка даже расспрашивают и подтверждают, что он прав в своих видениях. А в нашей культуре – дадут подзатыльник, скажут: фантазируешь, отправят в угол за «глупости» и затыкают ребёнка так, что он начинает забывать…»
Сообщает Александр МАРКОН, академик РАЕН, кандидат псих. наук:
«То, что современный менталитет, подчинённый ортодоксальной науке, может подавить реинкарнационные воспоминания, в этом я на себе убедился. При мне взрослые что-то говорили о старости. У меня проявилась очень чёткая мысль, подходящая по контексту разговора. Я вставил: “А вот когда я был стариком…” Все взрослые захохотали, стали настаивать, что так не бывает. И у меня отшибло…»
Смех и подзатыльник – типичная реакция родителей на воспоминания ребёнка. А зря! Ведь дети могут оказаться правы.
Двухлетний Гопал родился в бедной индийской семье. Однажды его попросили убрать стакан за гостем. Гопал категорически отказался, заявив, что он принадлежит к высшей касте, а стаканы должны убирать слуги. Затем мальчик рассказал, что он раньше владел лекарственной фирмой и его в порыве злобы застрелил родной брат.
Родные Гопала посчитали всё выдумкой. Однако Ян Стивенсон разыскал родственников умершего бизнесмена. Они жили в другом городе и ничего не знали о семье мальчика, как и его семья о них. В ходе расследования выяснилось, что мужчину действительно убил родной брат.
Рассказы о смерти в предыдущем воплощении Стивенсону приходилось выслушивать часто, причём почти всегда речь шла об убийстве, летальном исходе от несчастного случая или самоубийстве. Учёный предположил, что шок от насильственной смерти настолько велик, что память ещё долго сохраняет эту информацию и передаёт её по наследству, чаще всего через сны.
Рассказывает Наталья Дёмина:
«Я работала с материалами снов. Вот, к примеру, девочка боялась засыпать в темноте и всё детство просила, чтобы горел рядом свет. Перед сном ей мерещился образ мужчины, который наклонялся над ней, от него исходила опасность. И мы дознались с ней, что предыдущая её смерть случилась так – она спровоцировала мужчину, и он её задушил в порыве ревности. То есть у каждого страха ребёнка в момент засыпания есть вполне логичные основания, и эти основания уходят корнями в прошлое».
С прошлой жизнью человека связывают, если верить Яну Стивенсону, не только сны, но и привычки, способности, профессиональные навыки. Примеров тому в изысканиях психиатра множество. Так один из его респондентов, мальчик по имени Роберт, утверждал, что он – перевоплощение своего умершего дяди. Подростка, возможно, подняли бы на смех, если бы не одно удивительное совпадение. Дядя Роберта был великолепным прыгуном в воду, и когда мальчик совершил свой первый прыжок, то сделал его так профессионально, как будто тренировался много лет.
Нью-Йоркский терапевт Маршалл обнаружил у своих сыновей-близнецов другую способность. Они оба вдруг заговорили на каком-то непонятном языке. Специалисты из Колумбийского университета развели руками. И только профессор, изучающий древние языки, определил, что малыши говорили на древнем арамейском.
Как объяснить эти и многие другие подобные случаи? Ни у психологов, ни у психиатров точного ответа на этот вопрос нет. Есть только догадки.
Немецкий психиатр Карл Юнг ещё в середине прошлого века ввёл в оборот термин «коллективное бессознательное». Согласно его теории, у человечества Земли есть общая, одна на всех, память, куда, как в котёл, сливаются все знания, весь опыт цивилизации. Некоторые люди каким-то таинственным образом подключены к этой коллективной памяти и могут ею пользоваться.
Версия о коллективной памяти звучит убедительно, однако Ян Стивенсон пошёл дальше. Он предположил, что человек черпает знания не из чужого коллективного опыта, а из своих собственных прошлых жизней. И если, допустим, ребёнок заговорил на древнем арамейском языке, то значит, этот язык когда-то был для него родным.
Вслед за Стивенсоном эти идеи стали развивать и другие психиатры.
Размышляет Наталья Дёмина:
«Люди – кто они такие? Они – не тела. Они – духовные сущности. Духовная – значит такая сущность, которая меняет тела, переходя из жизни в жизнь. Закончилась жизнь – сущность вышла из тела, взяв с собой опыт, совокупность знаний…»
Само собой, ортодоксальная наука такие теории воспринимает в штыки. Яну Стивенсону эту горькую чашу тоже пришлось испить до дна. С одной стороны, его работы вызвали огромный интерес, с другой – на него посыпались обвинения в ненаучности. Противники учёного утверждали, что опрошенные им люди просто фантазёры и многие из них, наверное, обычные сумасшедшие с банальным раздвоением личности. Однако трудно поверить, чтобы тысячи людей, опрошенных психиатром, были поголовно фантазёрами и сумасшедшими. Ведь кто, как не он, мог отличить бред воспалённого сознания от рассказа психически здорового человека.
Говорит Александр Маркон:
«Стивенсон был учёным-психиатром – это чрезвычайно важно. К нему нельзя предъявить претензии как к некомпетентному в психиатрии специалисту. Ещё один упрёк Стивенсону – мол, он исследовал страны “третьего мира”, где распространены буддизм и индуизм, признающие явления реинкарнации. Но коллеги Стивенсона подсчитали, что на территории США учёный зафиксировал больше трёхсот случаев перевоплощения, тогда как в Бирме – всего 139, а в Индии – 135. Эти цифры говорят сами за себя. Каждый случай подробно исследовался, свидетели подвергались тщательным расспросам, так что для них это были утомительные хлопоты, за которые им не платили, поэтому выгоды не было. Перевоплотившемуся предстояло ответить на такое количество интимных вопросов, что обман, если бы он присутствовал, непременно раскрылся».
Поэтому психиатру Яну Стивенсону удалось почти невозможное – он стал первым, кто отыскал не только косвенные, связанные с психикой, но и прямые, материальные доказательства существования реинкарнации. Мало того, он обратил внимание на врождённые дефекты тела перевоплотившегося человека: родинки, шрамы, как раз на месте повреждений, полученных при смерти в прошлой жизни.
Рассказывает Александр Маркон:
«У меня есть фотографии, взятые из архива Стивенсона. У одного человека он сфотографировал врождённый грубый-грубый шрам на голове в районе затылка. Этот человек не только помнит, что его убили. Стивенсон докопался, нашёл семью человека, который был убит. А вот ещё фотография, на ней девочка, родившаяся без ноги. Стивенсон выяснил, что в прошлой жизни она была женщиной, погибшей под колёсами поезда, она потеряла много крови из-за ампутации ноги».
Сам Стивенсон писал: «Дети часто указывают на отметины на своих телах. По их словам, в этих местах они были смертельно ранены пулями или режущим оружием ещё в прошлой жизни. Родители утверждали, что эти пятна существовали у их детей с рождения или замечены вскоре после их рождения».
Говорит Александр Маркон:
«Стивенсон находил медицинские документы, подтверждающие, что данный человек был убит. Учёный работал с конкретными фактами! – научнее не придумаешь – с вещественными доказательствами. И если ортодоксальная наука игнорирует эти факты – она тем самым вводит в заблуждение и научную общественность и всё общество. Я уверен, это жутко тормозит развитие самой науки, и мириться с этим не следует».
Сам Ян Стивенсон не заставлял верить в существование перевоплощения. Он считал, что каждый должен изучать факты и сформировать собственное отношение к вопросу.
Примеры, собранные психиатром-первопроходцем, поражают воображение, но вопросов по реинкарнации больше, чем ответов.
Почему душа выбирает именно такое тело для перевоплощения?
Влияет ли прошлая жизнь на сегодняшнюю реальность человека?
Зачем человеку нужна реинкарнация? Учит ли его чему-нибудь опыт прошлой жизни? Становится ли он лучше, чище?
Учёный Стивенсон, возможно, ответы на эти вопросы найдёт уже в следующей жизни. Он умер в 2007 году. Но исследовательский отдел, созданный американским психиатром на деньги его мецената, создателя машины «ксерокс», продолжает научные изыскания.
Как человек с юмором Ян Стивенсон оставил своеобразное завещание. Он закрыл кодовым замком ящик в картотеке. Замок открывается с помощью шифра, известного только Стивенсону. Учёный договорился со своими коллегами, что после своей смерти он попытается перевоплотиться в другом теле и передаст необходимое кодовое слово.
Подготовила Ольга АВИЛОВА.
(В публикации использованы данные видеосюжета «Блуждающие души Яна Стивенсона», авторы сценария Евгений Безбородов и Екатерина Копылова, режиссёр Анастасия Строева.)
Газета «Арсеньевские вести».