№1_2015__
Пришла печальная новость – ушёл в мир Иной Сергей Булгаков…
Думаю, стоит произнести это имя – и каждый уже знает, о ком идёт речь. И вот Сергея нет с нами – про него говорили и писали: поэт, музыкант, мастерски владеющий искусством игры на гитаре, композитор, певец, талантливый актёр, способный сыграть на самых потаённых струнах души зрителей, которые становятся как бы соавторами и соучастниками его творчества. Из каждой исполняемой песни он создавал особый моноспектакль. А какой у Сергея Витальевича Булгакова – барда, знаменитого в Приморье, на Дальнем Востоке, и в Москве о нём знали собратья «по цеху» — мощный с оригинальным, цыганским тембром баритон! – его голос ни с кем нельзя было спутать.
Мы с нескрываемым восхищением вспоминаем его авторские песни с погружением в философские глубины и его спектакли одного актёра-певца, особенно врезалось в душу его «Сказание о граде Китеже» (на стихи поэта В. Сосноры).
За его плечами – программы на радио и телевидении с участием клуба авторской песни «Летучий голландец», бесчисленные ежегодные краевые фестивали бардовского движения «Приморские струны» и его детского ответвления «Синий краб», директорство Творческим молодёжным фондом с одноимённым названием и многое другое.
Сергей Булгаков – философ, музыковед и психолог. Для того чтобы понять суть творческого процесса и человека как цель этого процесса, он закончил ещё и психологический факультет, ранее было актёрское отделение Дальневосточного института искусств. А тексты его песен, то искрящиеся заразительно весёлым тонким юмором, то бесконечно мудрые! Особенно последние заставляли напряжённо вслушиваться в звучащий красиво и мощно голос, действительно, буквально сливаясь с душой певца.
Много раз предлагали Сергею опубликовать его стихи, записаться на диски и кассеты, но как-то всё срывалось… Мы в нашей газете «Светоград» говорили, что пора организовывать концерты Сергея Булгакова на сценах приморских театров, да и сами подыскивали сценические площадки, созывали его поклонников. Но окаянное время, что ли, как-то криво воздействовало в последние годы на людей, и мудрая духовность постепенно перестала волновать очерствевшие сердца?..
Но и всё-таки! Особо вспоминается одна из последних публичных встреч барда Сергея Булгакова в Краевой библиотеке им. Горького, организованная молодёжным клубом, работающим в её стенах. Большой зал не смог вместить всех желающих. Сергей пел, делился своими впечатлениями о поездке – на поиски своего града Китежа он ездил сам в священное место России (вернулся потрясённый). А после завершения встречи уже потрясённые слушатели долго не отпускали гостя клуба. И если не задавали вопросы, то просто стояли в сторонке, не хотели, чтобы это Что-то, свершившееся на наших глазах, окрылившее душу, вдруг прервалось…
Погружаемся в воспоминания о Сергее Булгакове. Он всегда с нами – ведь его творчество живо в нас. И сейчас мы предлагаем Сергею самому рассказать о своём понимании жизни.
Сергей Булгаков: «Я ПЫТАЛСЯ ПОЙМАТЬ ПТИЦУ ЖИЗНИ…»
Мудрец Огня, как чист Твой ореол,
Но кто к горам далёким мне укажет путь,
Где, наконец, построю свой челнок,
Где, наконец, открою свою суть?
Но как уйти, чтоб снова не забыть,
Всё помнить до подробности, до боли –
Не разучиться верить и любить,
Коснуться счастья, радости и горя.
Хочу я знать, что значит «быть».
Хочу я знать, что значит «значит».
Хочу я знать, что значит «знать».
Хочу я знать, что значит «я желаю».
Как лист осенний, ветер странствий жду,
И мысль чиста, и руки полны света,
Но знаю я, пока не оживу,
Не услыхать от Мудреца ответа.
Мудрец Огня, как чист Твой ореол,
Но кто к горам далёким мне укажет путь,
Где, наконец, построю свой челнок,
Где, наконец, открою свою суть?
Где, наконец, открою свою суть…
Меня тут представили – бард, композитор, музыкант – всё это элементы одного действа, называемого «авторской песней», вокруг которого вот уже скоро пятьдесят лет ломаются копья: понять, что же это за явление… А явление продолжает развиваться, причём достаточно активно.
Не раз мы с друзьями, авторами-исполнителями, собирались и рассуждали о том, что же всё-таки происходит с нами в процесс творчества. И совместными усилиями выработали достаточно универсальную модель, в которую включены художественная ценность авторской песни как явления и два противоречия: психологический и социальный аспекты. Психологический аспект несёт в себе внушающую функцию – авторские песни имеют, как известно, довольно глубокие поэтические тексты, благодаря их философии мы – исполнитель и слушатели – как бы объединяемся, напитываясь смыслом песни.
Отметим ещё один аспект – катарсический. В религиозном понимании катарсис – очищение путём страдания, а в искусстве оно возникает в результате сопереживания – это, как говорят индусы, когда в каждой ноте, в апогее её звучания, открывается особая «дверца», за которой живёт Бог. Музыкант постепенно учится открывать эту дверцу. И слушатель тоже! Кстати, умение слушать приравнивается к способности исполнять. Умеющий слушать пребывает в тех же сферах, что и музыкант, — вот принцип истинного сопереживания.
Сравнивая того или иного автора-исполнителя, даже рассматривая целые направления песенного искусства, мы тоже можем сделать для себя какие-то выводы. Например, в модель, о которой я упоминал выше, мы с друзьями внесли информационно-отражающую функцию. Что это такое? Допустим, мы сравниваем Окуджаву и Высоцкого, таким образом рассматриваем особенности их творческого «почерка». Или, к примеру, творчество Высоцкого до и после болезни (после неё у Владимира резко изменилось смысловое направление поэзии). Вспомните, сначала он пел о подводниках, рыбаках, о чём угодно, но впоследствии стал «отражать» духовные смыслы бытия…
История развития авторской песни в России имеет несколько этапов. В основе первого этапа (50-60-е годы) – глубина поэтической мысли, а музыкальный аккомпанемент играл здесь второстепенную роль, как и исполнительское мастерство. Но в 70-е годы (второй этап) наблюдается развитие музыкальности, к гитаре добавляются другие инструменты. Имена композиторов авторской песни становятся узнаваемы и любимы, яркий тому пример – Сергей Никитин… А в 80-е годы (третий этап) очень важным стало исполнительское мастерство. И тут проявился интересный феномен: авторская песня – не поэзия в чистом виде, хотя последняя здесь присутствует, и не музыка. Важнейший, ключевой её аспект – внутренний монолог автора, или «интонация как текст». Оказывается, человек не просто исполняет свою песню, он совмещает в себе музыканта, актёра, вокалиста, поэта. Но самый главный вывод – песня без автора-исполнителя существовать не может!
Мы говорим: информация как текст, или внутренний монолог. Вдумайтесь в это – ведь в основе монолога лежат качества человека как явления. Выходит, на следующем, четвёртом этапе развития авторской песни необходимо развивать науку не о поэзии или музыке – а о человеке. Без этого шага эволюция бардовского движения невозможна и даже бессмысленна.
Сергей Булгаков
в Школе искусств №1 им. Прокофьева
И снова обратимся к истории.
Слово «бард» — кельтского происхождения, раньше оно означало промежуточную стадию между ученичеством и посвящением в жрецы. В определённый момент ученик выпускался в мир, ходил по сёлам и пел священные тексты. В России таких людей называли «Боянами». То есть Боян – не имя, не традиционное фольклорное пение, скорее, это самостоятельная школа эзотерического характера. Вспомним, в тексте «Слова о полку Игореве» в коротеньком вступлении заложена технология такого пения. Там Боян «орлом в небо взлетал», «волком по степи бежал», «растекался по древу…» Перевели с древнерусского: растекался «мыслью». Но на самом деле – «мысью», так в Древней Руси называли белку, куницу (они жили на деревьях).
Мифология Древней Руси делится на три мира. Первый мир – богов, там хозяин – орёл. В мире духов волк был хозяином. А в мире человеческом хозяйкой почиталась мысь. Боян, прежде чем петь, по наущению Божию, а не по разумению своему, соединял в себе все три мира и только тогда произносил слово. Есть даже термин – рождение слова. Можно говорить о подобных явлениях не только в России – в каждой стране существовало это движение. Например, трубадуры Европы – школа, подобная русской. Мы их себе представляли простыми бродячими музыкантами, но на деле оказалось, трубадурами, миннезингерами становились знатные, грамотные люди, монахи, стремившиеся познать мир через эмоциональные образы.
И в каждой стране стремительное развитие бардовской песни приводило к социальным изменениям. Скажем, в Испании – к вспышке активности канте хондо, а следом – испанская революция; во Франции активизация шансонов повлекла за собой политические беспорядки, и т.д. Что происходит? Авторская песня ведёт своего рода подготовку сознания людей к изменениям в обществе, напитывая их идеей, заражающей своей новизной. (Международным комитетом по исследованию времени научно доказано: если рассмотреть авторскую песню с позиции стихосложения, то каждая отдельная строчка – фоническая формула, она звучит 2,5 – 3,5 секунды, так вот в этом диапазоне человек воспринимает слово глубоко и всеобъемлюще, как бы впитывая его в себя.)
Сейчас существует масса психологических тренингов, помогающих выйти из конфликта, повысить настроение. То есть человек – хозяин положения, иными словами, он, управляя своей жизнью, формирует положительное пространство. Так и авторская песня, и её исполнитель, и слушатель – вместе активно напитывают пространство смыслом песни. В конечном итоге они формируют будущее. Поэтому, я считаю, авторская песня – это искусство будущего не в плане формы, которая будет существовать когда-то, она – один из главных зодчих того пространства, в котором будет жить планетарное человечество. Ещё отметим синтетичность авторской песни, в ней используется поэзия всех стран и народов, всех времён; а в музыкальном сопровождении слышатся отголоски Грига (например, у Матвеевой) или музыка XV-XVI веков для лютни (Дольский). Александр Мирзаян активно внедряет современные джаз и рок… Всё это – авторская песня. Также исполнительство здесь представлено в диапазоне от классического вокала до мелодекламаций, а в актёрском мастерстве – методологии Станиславского, Михаила Чехова и других школ. Причём весь перечисленный «набор» применяется чаще всего несознательно – сам предмет вынуждает это делать. И авторскую песню невозможно разбить по частям – на поэзию, музыку, вычленив автора как исполнителя. Она – цельное гармоничное произведение, которое существует, лишь когда звучит песня, а исполнитель в данный момент сам является произведением искусства.
Ещё один момент, который стоит упомянуть, — русский язык как основа в авторской песне, ведь она всегда опиралась на духовность, кристаллизованную в поэтическое слово. Вообще, я считаю, через поэзию формируется сознание народа. К примеру, Мирзаян даже написал статью, где авторская песня выводится как база национальной идеи. Ведь на самом деле нацию объединяет не кровь как национальный признак, а язык!
В заключение сказанному подвожу итоги. Итак, в авторской песне есть элементы эзотерических учений. Также она – важное социальное явление. И в ней – стремление познать истину: кто я, откуда я, в чём смысл жизни… Когда я начал писать свои песни, мне не давала покоя одна загадка: почему, например, сочинив какую-то из них, лишь через некоторое время понимаешь, о чём она… Даже ходил к профессору Б.В. Преображенскому: «Я здесь песню сочинил. Вы расскажите, о чём в ней говорится». Понимаете, оказывается, процессы написания и исполнения – они совершенно противоположные. Процесс написания – когда идёт преображение тонких пространственных вибраций в слово, или «Сверху вниз». Говоря шершавым языком – от Бога приходит к людям. А исполнение – слово преобразуется в вибрации, или «снизу Вверх»…
Я стараюсь не оглядываться назад, не жить прошлым – отношу себя к категории сперёдсмотрящих. По моим наблюдениям, скоро должна возникнуть школа боянов, школа авторской песни глубинного характера, и ни где-нибудь, а на Дальнем Востоке. Как это произойдёт, неизвестно. Вот это меня сейчас больше всего интересует.
Подготовила Ольга АВИЛОВА.