80 лет Пакту Рериха

 

ПАКТ РЕРИХА. История и современность,

или Станем Послами Мира!

В начале нынешнего XXI века в Аргентине произошло событие: волнительное, но с хорошим концом. В порту Буэнос-Айреса было задержано российское судно. По каким-то причинам его не желали выпускать. Узнав об этом, члены общественной организации «Тысяча тысячелетий мира» пошли к тем, от кого зависела дальнейшая судьба корабля. Сотрудники этой организации называют себя Послами Мира, и деятельность их направлена на то, чтобы люди жили без войн, чтобы пространство войны и зла сократилось и вообще исчезло.

Непростой разговор длился несколько часов. Послы Мира рассказывали о России, о Рерихе, о значении Пакта Мира – Пакта Рериха… В итоге российский корабль поплыл дальше.

 

Пакт Рериха – Пакт Мира – Пакт Культуры.

Пактом Культуры Николай Рерих, знаменитый художник, всемирно известный общественный деятель, учёный и мыслитель, называл документ, предложенный для охраны картинных галерей, музеев, библиотек, храмов, дворцов, просветительских учреждений, где хранятся культурные сокровища человеческого гения.

Идея создания такого охранного документа зародилась у Николая Константиновича в Русско-Японскую войну, а в начале Первой мировой он обратился по этому поводу к главам правительств России, Франции, США. Варварские разрушения Реймсского собора, библиотеки в Лувене окончательно убедили художника в необходимости создания международных договорённостей в деле охраны шедевров культуры и истории. К работе над соответствующим документом он привлёк известных юристов-международников профессора Парижского университета Георгия Шклявера и члена Международного Гаагского суда, профессора Жоффра де ла Праделя.

Идея Красного Креста Культуры – так именовал Пакт сам автор, обрела рамки юридического документа.

Необходимость утвердить на Земле Пакт Рериха широко обсуждалась в сентябре 1931 г. на Первой международной конференции, состоявшейся в Бельгии, городе Брюгге, богатом историческими шедеврами зодчества и искусства.

Первая конференция по Пакту Рериха,
Брюгге, Бельгия, 1931 г.

Затем в августе 1932 г. прошла Вторая Конференция за Пакт Рериха также в Брюгге. Постепенно всё большее количество стран вовлекалось в строительство всеобщего мира на нашей планете. И вот 15 апреля 1935 года, 80 лет назад, в Белом Доме Вашингтона под председательством президента Франклина Рузвельта Пакт Рериха подписали представители правительств США и двадцати государств Латинской Америки. Это благое начинание – после гибели многих памятников культуры уже во время Второй мировой войны – нашло своё продолжение в том, что в мае 1954 года на конференции в Гааге была принята «Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». На этот раз в конференции участвовали члены правительств подавляющего большинства стран мира, в том числе СССР.

 

В период разработки и принятия Пакта Рериха его автор выдвинул лозунг «Pax Cultura» — «Мир через Культуру». Николай Константинович был уверен, что без сохранения и развития культуры дальнейшая эволюция человечества невозможна. Он подчёркивал – все беды от невежества, и только расширяя пространство культуры, мы сумеем уменьшить вероятность возникновения войн и вооружённых столкновений. «Там, где культура, — писал Н.К. Рерих, — там и мир».

Лозунг «Мир через Культуру» художник облёк в яркие полотна. Как пример – картина «Зарево».

Николай Рерих. «Зарево»

Для III Международной конференции за Пакт Рериха, состоявшейся в Вашингтоне в ноябре 1933 г., Н.К. Рерихом был написан символический образ Мадонны Защитницы, раскинувшей своё охранное покрывало над соборами, дворцами, библиотеками.

На этих картинах художник увековечивает Знамя Мира – охранный знак триединства – на белом полотнище три красных круга в окаймляющей их окружности как символ единства Прошлого, Настоящего и Будущего в кольце Вечности. Можно привести и другое его значение – Любовь, Красота и Знание в едином поле Культуры. Этот древнейший знак был известен ещё с времён зарождения человечества на Земле и также использовался в христианском искусстве, более всего в готическом – в архитектуре, витражах, рукописях. Он встречается и в азиатских культурах, и ближневосточных, в оформлении храмов, на картинах, фресках, в наскальной живописи. Вот лишь малая толика примеров древности и широкой известности Знака Мира:

Фигура жреца, сер. III тыс. до н.э., Индия

Герб Самарканда

Готическая миниатюра «Поклонение волхвов»

Женское украшение, Казахстан

Знак на монгольских скалах. Фото из архива семьи Рерихов

Знак на короне Тамерлана

Колты звёздчатые из Тереховского клада, XII-XIII вв., Киев

Киёнобу, ксилография, 1707 г., Япония

Г. Мемлинг. «Поклонение Христу», XV в., Нидерланды

Боттичелли. «Минерва и Кентавр»

Гробницы XII-XIII вв., Аббатство Св. Креста, Испания

Мечеть в Каире

Буддийский храм, Южная Корея

 Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиевского монастыря, XVII в., Суздаль

Святитель Николай Чудотворец, икона XVII в., Углич 

 

Также с полотнищем Знамени в ренессансном духе, в отдалённой связи с леонардовскими шедеврами, — так говорил об этой связи известный искусствовед Е.П. Маточкин, — решена картина Рериха «Мадонна Орифламма» (1932), или как её называл по-русски сам автор, «Владычица Червонно-Пламенная». Знак Мира художник Рерих поместил и на раскрытом свитке в руках Софии Премудрости Божией. Она летит в полыхающем пожаре неба над мировым градом – картина «София Премудрость» (1932).

В полотне «Знамя Мира» (1931) охранительный Знак помещён среди гималайских вершин, выражая его причастность к Высшему Миру.

Николай Рерих. «Знак Троицы» (эскиз)
Икона Пресвятой Троицы Андрея Рублёва 

В эскизе «Знак Троицы» (1932) три ангельские фигуры объединены замыкающей окружностью так, что их нимбы образуют Знак Знамени Мира. Тем самым Николай Рерих напоминает иконографию Андрея Рублёва, он связывает символику Знамени Мира с образами христианской любви к ближнему и к творениям человеческого гения, осенённым Божественной Благодатью.

В наши дни, когда опасность войны подступила к самым границам нашей Родины, когда на Земле один за другим вспыхивают вооружённые конфликты, гибнут люди, варварски и безумно уничтожаются бесценные сокровища культуры древних цивилизаций, миротворческие идеи Пакта Рериха актуальны как никогда.

Н.К. Рерих писал: «Идеи не умирают, лишь дремлют иногда, но, пробудившись, они становятся сильнее, чем были до сна. … Идеи живут! Знамя Мира вернётся!»

И вот оно вернулось – вернулось со всей своей значимостью и силой объединять устремлённые к миру сердца. Разработан и сейчас по всей планете шагает Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». В нынешнем 2015 году 15 апреля исполняется 80 лет со дня подписания международного «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», вошедшего в историю как Пакт Рериха. И организаторы выставочного проекта – Международный Центр Рерихов, Москва, совместно с Международным комитетом по сохранению наследия Рерихов при поддержке ЮНЕСКО и Министерства иностранных дел РФ – дали проекту официальный старт в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО 2 апреля 2012 года.

На открытии Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность» в штаб-квартире ЮНЕСКО, Париж, 2 апреля 2012 г. Выступает Л.В. Шапошникова, Генеральный директор Международного Центра-Музея им. Н. Рериха

Далее, в 2012-2013 годах выставка «Пакт Рериха. История и современность» с большим успехом прошла во Франции, Швейцарии, Германии, Испании, Португалии, Италии, а также в странах Латинской Америки, правительства которых подписывали Пакт в 1935 году: Аргентина, Уругвай, Чили, Мексика и др. В мероприятиях выставки приняли участие дипломаты, представители СМИ и различных ведомств, культурных и научных кругов, творческая интеллигенция и общественность, школьники на выставки приходили целыми классами.

Особенный резонанс получил выставочный проект в Аргентине. В Буэнос-Айресе есть сильные общественные организации, которые продвигают идеи Мира во всём мире под Знаменем Мира, получая поддержку на государственном уровне. И ту историю с российским судном, с которой мы начали свой рассказ о Пакте, поведала Инес Паломеке, глава организации «Тысяча тысячелетий мира». Она также познакомила с общественным движением «Послы Мира» — это люди, которые стремятся жить в мирном мире, воспитывая в себе неприятие к конфликтности, злобе, войне и помогают другим стать на миротворческий путь жизни.

Инес Паломеке (слева в нижнем ряду) с Послами Мира,
Буэнос-Айрес

Проект «Пакт Рериха. История и современность» с большим размахом осуществил и продолжает осуществлять свою просветительскую миссию в 2014-2015 годах в странах СНГ и бесчисленных уголках России. Побывала выставка в Астане, Казахстан, также работала почти два месяца у нас во Владивостоке осенью 2014 года.

А первым российским городом, где в феврале 2014 года открылся выставочный проект, стала столица Ханты-Мантийского автономного округа – Югра. Далее выставка направилась в Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут. Она вдохновляла к торжеству мира и культуры жителей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центральной России, даже Крыма. Благодаря действиям Владивостокского рериховского общества, руководит которым Жанна Алексеевна Гайдукова, при поддержке другими общественными организациями Владивостока, выставка на губернаторском уровне экспонировалась в столице Чукотки в феврале 2015 года.

Выставка основана на документах из архива Международного Центра-Музея им. Н. Рериха, Москва. Экспонатами выставки стали материалы об истории создания Пакта Рериха, уникальные фотографии, репродукции и подлинники картин знаменитого художника, автора Пакта. Планируется в дальнейшем географию проекта расширить, охватив страны Азии.

Когда выставка путешествовала по Латинской Америке, организаторам проекта «Пакт Рериха. История и современность» в Москву пришло сообщение из Мексики от Алисии Родригес, президента Международного комитета Знамени Мира, – в столице Эквадора городе Кито готовят место для возведения монумента, посвящённого Знамени Мира Николая Рериха.

Алисия Родригес (Мексика) со Знаменем Мира у Музея истории и литературы, Барнаул, Алтай, август 2014 г.

У Знамени Мира богатая история: оно уже несколько раз побывало в Космосе. Оно поднято над всей планетой — в городах и сёлах разных стран, на высочайших пиках Земли, на Северном и Южном полюсах. Знамя Мира – символ, который объединяет всех людей и укрепляет наши лучшие надежды на светлое Будущее. И Пакт Рериха и Знамя Мира призывают к всемирному общественному движению в защиту Культуры и Мира.

Давайте, настроившись на такую оптимистическую ноту, помечтаем о том, чтобы все люди Земли стали Послами Мира, тогда поле бескультурья и войны быстро сожмётся, как шагреневая кожа, и исчезнет навсегда.

Да будет Мир во всём мире через Культуру, Красоту и Созидание!

Подготовила Ольга АВИЛОВА.