СЕСТРА НИВЕДИТА — преданная

Рамакришне и Вивекананде

 

МЫ продолжаем публиковать перевод глав книги о Маргарет-Элизабет Нобль «Сестра, Преданная Рамакришне-Вивекананде» («Sister Nivedita of Ramakrishna-Vivekananda») индийского автора Правраджика Атмапраны (см. начало в №№1-4' 2011 на сайте «С») 

 

Погружение в работу

Следуя указаниям своего Учителя, Ниведита теперь поняла, что идти тяжёлым путём Карма Йоги – самоотверженный выбор.

В последние несколько дней пребывания в поместье Ридгели Свами Вивекананда ежедневно рассказывал ей об идеалах карма-йогини. Шива и Шука часто упоминались в его рассказах. То был Шива – создавший суровых и убеждённых сотрудников, и каждый сотрудник должен посвятить Ему всего себя. И Шука стал святым, достигнув высочайшей реализации, для него жизнь и мир – всего лишь игра. Во время концентрации все молитвы адресовались Матери Мироздания.

Цель миссии Ниведиты носила двоякий характер. Во-первых, она планировала найти деньги для дальнейшей деятельности среди индийских женщин, им она мечтала служить нежно и бескорыстно. И, во-вторых, хотела сблизить американцев с индийскими идеалами женственности, познакомить с совершенствами, которыми индианки обладают и культивируют их. Этот опыт оказался для неё таким же, как для Свами несколько лет назад. Разница только в одном – тогда обращался индийский йог, а теперь англичанка. Ей были известны борения и страдания Вивекананды. Поэтому Маргарет как стойкий и неутомимый труженик преисполнилась чувством великой необходимости получить благословение своего Учителя перед предстоящим погружением…

Утром Свами перед своим уходом посоветовал Ниведите не забывать произносить «Дурга, Дурга» перед началом любого дела или отъездом куда-нибудь. С тех пор святое Имя Дурга всегда на её устах, когда она намеревается странствовать или трудиться.

9 ноября 1899 г. Ниведита отправилась в Чикаго с Олеа, дочерью г-жи Булль. О деятельности Маргарет Нобль в течение короткого времени, около восьми месяцев, в разных штатах Америки можно составить представление через её регулярную переписку со своей подругой мисс МакЛеод. Переписка содержит не только реальные факты, но и открывает картину тяжёлого неприятия, которое ей пришлось преодолеть за этот период.

В Чикаго Ниведита остановилась в Халл-Хаузе, учреждении некой Джейн Адамс, активного общественного деятеля и сильного лектора. Простая и естественная атмосфера Халл-Хауза пришлась Маргарет по вкусу, в отличие от других мест – там произошла забастовка за повышение зарплаты, а тут – комфорт, сияние электрических ламп и разные механические приспособления.

16 ноября Сестра Ниведита осуществила свой первый этап деятельности, намеченной заранее, рассказав об Индии детям начальной школы. Она говорила им о Христе-ребёнке, о божественных героях Пуран – Дхруве, Прахладе и Гопале. Также познакомила их с географией Индии – её горами, реками и городами.

М. Нобль не подготовила подробный план работы, потому что не представляла, куда будет полезнее направиться, и поэтому сначала приняла решение просто действовать – как человек с завязанными глазами пробирается по лабиринту, держась за шёлковую нить.

На следующий день она, откликнувшись на просьбу Совета миссионеров, рассказывала о «Положении индийских женщин». В следующий понедельник – это было 20 ноября, прочитала в Халл-Хаузе лекцию о «Религиозной жизни Индии». Начала она с лагеря паломников в Пахлгаоне, а закончила Дакшинешварой и Шри Рамакришной.

Другую её лекцию запланировали на пятницу 1 декабря – полученная от неё сумма пожертвований существенно возросла. Ниведита на этот раз взяла как объект исследования тему «Древнее искусство Индии». Она не очень хорошо была знакома с этим вопросом и почувствовала себя увереннее, когда услышала, что 23 ноября в Чикаго из Нью-Йорка приезжает Свами Вивекананда.

Свами Вивекананда в Чикаго

Свами остановился в доме г-на Джорджа Хейла. Хейлы были большими друзьями Вивекананды. Он обращался к мистеру и миссис Хейл так – «Римский Папа» и «Мать Церковь», а их двух дочерей и двух племянниц считал своими сёстрами. Он питал глубокую и прочную привязанность к Мэри Хейл. Ниведита познакомилась с Мэри после приезда в Чикаго и, будучи дочерью Свами, обращалась к ней «тётя Мэри».

Маргарет встретилась со своим Учителем 24 ноября и получила от него необходимую помощь. В то же время подвернулся удобный случай собрать вместе всех друзей Свами. Перед отъездом из Чикаго он сказал Ниведите: «Помни! Позиция Индии всегда – “Не душа для природы, но природа для души”».

За вышеупомянутую лекцию Ниведита получила сразу 50 долларов и была очень счастлива. Она встречалась с группами людей, включая индийцев, во время неформальных разговоров в гостиных и интервью. Во время одной такой встречи она познакомилась со знаменитой мадам Кальве.

Среди тех, кто приходил на её встречи, попадались праздные любопытствующие, и для неё временами было мучением общаться с дамами, считавшими себя знающими и понимающими всё о мире, они ожидали от Ниведиты ответов на все свои вопросы. Об одном таком мучительном случае она писала:

«Вчера вечером М.Х. и я ужинали с Изабель Мкиндлей, встретили мисс Жозефину Локк. Она была подобна двадцати штормам в стакане. Она говорила пылко и абсолютно о женщинах: женщины, женщины – духовные силы настоящего времени; искусство, искусство, искусство – Бэбы и суфизм. …То была смесь восторга изящной натуры и нелепого таинства теософии. Она бомбардировала меня так экстравагантно – утончённая… и глупая. Нет! Чересчур! Скучно сознавать, что американская женщина – единственное на земле существо, которое требует в каждой третьей фразе немедленного снисхождения Зевса с Олимпа».

Но Маргарет по-дружески относилась ко многим женщинам, проявлявшим неподдельный интерес к её делу, которые организовывали интервью и обещали финансовую помощь. Здесь можно упомянуть г-жу Кохан, Файф, Конгер, Кинг и Яррос.

Импульсивная и нетерпеливая натура Ниведиты, однако, очень часто покорялась её воле. Даже малая помощь поддерживала её дух, в то время как обманутые надежды вновь обескураживали:

«Словно карабкаюсь по песку! – жаловалась она. – Многие люди слушали меня, просиживая часами, и спрашивали обо всём, они многим так интересовались, а я давала им большое удовлетворение, но они никогда ничего не предлагали мне, хотя бы доллар».

Она помнила о своей слабости и словах Учителя: «Признание слабости обессиливает», — постоянно звучало в её сознании. И перед ней стояла цель – одержать победу. Что ждёт тех светящихся юных девушек в Индии, если она не сможет им помочь? Она старалась быть снисходительной к приходящим и ожидала встречи с праведными людьми в праведное время.

Свами в письме к ней от 6 декабря 1899 г. привёл суждение из Карма Йоги:

«Если ты действительно готова поднять мировую ношу, используй любой метод. Но не допускай, чтобы услышали от тебя стоны и проклятия. Нас не испугают твои страдания, так как мы идём осторожно, и будет лучше, если каждый со своей ношей. Человек, который действительно несёт ценный груз, прославляет мир и идёт своим собственным путём. В нём нет осуждения, критики не потому, что нет зла, а потому, что он взваливает это на свои плечи с готовностью, добровольно. Тот Спаситель – кто “идёт своим путём в радости” и без охраны.

Есть только свет, который я поймал этим утром. Этого достаточно, если идти рядом со мной и напитываться моей жизнью».

Письмо дало Ниведите новую силу устремления. Разве могла она с неохотой исполнять труд Учителя? Разве есть у неё какое-нибудь основание жаловаться или осуждать? Более того, Свами Вивекананда был истинным верхом совершенства, воином, стоически преодолевавшим трудности. Его жизнь была великим примером для подражания. Во время восстановления сил в поместье Ридгели он съездил в Нью-Йорк, ведь дело Веданты требовало упрочения, и были собраны финансы для вновь учреждённого монастыря. Перед ним стояла гигантская задача – а временем он был ограничен.

Из Нью-Йорка Свами поехал в Чикаго и затем в Лос-Анджелес. Он хотел организовать там центр, но не смог. Окружающее удручало. Поведение г-на Стурди причинило ему глубокую боль, и он опасался новых отказов от выполнения обязательств. В Нью-Йорке Абхедананда не смог найти общего языка с друзьями Вивекананды, и г-н Леггетт оставил пост президента Комитета Веданты. Монастырь в Индии чрезвычайно нуждался в финансовой помощи, но её приход невозможно было ускорить.

12 декабря 1899 г. он писал г-же Булль:

«Я мог бы получить Божественную помощь – верно. Но! – фунт крови истинно Божественной помощи имеется во мне! Поэтому нет счастливее и довольнее человека, чем я. Настоящее видится, несомненно, очень мрачным, но я воин и должен умереть, сражаясь, — нет иного пути».

Эти суровые слова Учителя наполнили Ниведиту силой и мужеством. Поэтому закончив благое дело в Чикаго, она решила посетить другие штаты. Перед поездкой Маргарет хотела сформировать Комитет содействия своей деятельности. И пригласила на должность секретаря Комитета Мэри Хейл. Ниведита даже представить не могла, что преданные друзья Вивекананды не станут с ней сотрудничать. Поэтому когда Мэри Хейл не только отвергла её предложение, но и сказала, что наперёд не стоит отождествлять ни её семью, ни её саму с занятием Ниведиты, та получила страшный удар.

Особенную боль Ниведите причинило то расхожее представление, что её работа и деятельность Свами – не одно и то же. Она считала себя его орудием; причина, ради которой она трудилась, была его причиной; информация, которую она передавала, была его информацией. Мысли её так были окрашены его мыслями, что когда она говорила, то часто чувствовала, как легко говорит о том же самом Учитель, и ни о чём не беспокоилась: «Разве ребёнок не рад повторить то, что говорит его отец?» Когда в своих выступлениях она пользовалась случаем сослаться на Вивекананду, она, как правило, увлекалась разговором о нём и отдельные замечания против него её непременно возмущали. До настоящего момента Ниведита была хорошо знакома только с двумя американскими последовательницами Свами Вивекананды – г-жой Булль и мисс МакЛеод, и тесные узы любви и понимания связали их вместе так, что общие интересы соответствовали интересам каждой из них. Но это происшествие, то, как сейчас неожиданно поступила с ней Мэри Хейл, стало жесточайшей встряской для Элизабет. Она горько жаловалась мисс МакЛеод:

«Да! Я знаю, их право не согласиться, они должны быть свободны! Но! – дайте мне малое утешение, я просто раздавлена. Если такая позиция у людей Свами, то что можно ждать от других?»

Мисс МакЛеод была здравомыслящей практичной женщиной. Она почувствовала состояние Ниведиты – одинокой, не имеющей друзей – в чужой стране. Письмо из Лос-Анджелеса, адресованное Маргарет в январе 1900 г., явилось её ответом:

«Я получила твоё длинное письмо, рассказавшее мне, что Мэри Хейл не захотела стать твоим секретарём, и выражаю общее осуждение. Если бы тебе сюда на полчаса, ты бы вновь стала с величайшим бесстрашием и надеждой продолжать, как это делала раньше. Я полностью осознаю то несчастье, которое ты переживаешь. Это чудовищно, но теперь пережитое тобой возвысит твою жизнь и принесёт тебе удачу – независимость от Свами. Ты имеешь благословение самой Кали и чистую любовь и веру Свами. …

Ты знаешь, и Свами знает, и я всегда чувствовала, что ты исполняешь свою миссию – тому подтверждение твои собственные соображения об этой деятельности, и ты лучше действуешь там, где он несведущ. Ни один человек, кто всегда был бы информирован и любим им, могущий всегда сделать так, как сделал бы он, тут не заменит тебя. Как говорит Шарадананда, они не слушали бы Свами, если был бы жив Рамакришна. Так и ты должна встречаться с новыми людьми и делать их своими слушателями – своими последователями на твоём собственном пути, и два года поездок по Америке – это не слишком много. Тебе необходимо решить женский вопрос, и Свами будет поддерживать – это вычеркни из своей внешней деятельности. Он фактически есть первоисточник твоей жизни, как он есть самое наиглавнейшее для нас всех. Знать его, как мы знаем его, есть величайшее благословение, которое нам дала жизнь, и наше знание этого ещё более скрепляет узы между мной, тобой и SS (Свами Шараданандой. — Перевод.) – однако там это кончается.

Хейлы поклоняются Свами в своём собственном представлении, но не в нашем. Они дают ему всё, но смогут ли воспринять, что он для нас в Индии, этого они не способны понять, и никакие они не друзья – те всегда всё поймут. Поэтому ты должна находить новых свежих людей, с которыми он, возможно, никогда не был знаком. …

Гони своё болезненное состояние. Произошедшее с тобой есть урок, значение которого пока ещё неясно, но в дальнейшем оно проявится. …

Когда ты составишь собственное сообщение для мира, ты сделаешься непреклонным и верным товарищем, – твоё приношение Кали есть твоё собственное, и Свами ничего с ним не сделает. Я так рада, что ты написала. Ты видишь людей, равнодушных к Свами, подобных г-же Х., — ты соприкоснулась – любопытные, не правда ли?»

Письмо подруги очень утешило Ниведиту. Оно открыло ей глаза, и Маргарет примирилась с судьбой и, набравшись свежих сил, 10 января 1900 г. поехала в г. Анн-Арбор и г. Джексон, помня слова Учителя: «Умирать за дело – это не благо, а цель».

 

Суровая борьба

Ниведита, накопив опыт работы в западных штатах, теперь ездила по всей стране. В Анн-Арборе и Джексоне её хорошо приняли. Дамы обоих городов выразили желание помочь ей. Маргарет обратилась к ним с просьбой каждой пожертвовать по 10 долларов и надеялась получить их.

В Детройте она подверглась особым испытаниям. Здесь Ниведита столкнулась с «церковными женщинами», которых Свами охарактеризовал, как «…отвратительные фанатички. Они там под пятой священников. И теми и другими сотворены ад земли и искажение религии». Они верили в безобразные истории о «языческих ритуалах», состряпанных миссионерами. Маргарет, подобно Вивекананде, прилагала всевозможные усилия противостоять их заносчивости, рождённой невежеством и нетерпимостью.

Приведём один пример такой «музыкальной картинки». Ниведиту пригласили выступить в Женском клубе. После лекции она отвечала на сыпавшиеся градом вопросы о детском супружестве и многобрачии в Индии. Некоторые дамы пытались подтолкнуть её к тому, чтобы она стала нападать на миссионеров. Маргарет уверенно уклонялась. Другие вздыхали и выговаривали выступающей, что она несёт чепуху, что они этого не слышали от миссионеров. Ниведита сурово возражала, что только один ныне живущий до сей поры учёный своим гением прозревает эти вещи, и он, бесспорно, произведёт коренную ломку старых убеждений. Она, конечно, ссылалась на Вивекананду.

Постепенно атмосфера собрания стала накаляться. Дальше приведём собственные слова Маргарет:

«Тогда председательствующая перебила, радушно задав мне вопрос о многобрачии, которое я описала, лишь как новый брак после расторжения старых брачных уз. В течение этого экзамена я восхваляла целомудрие индийцев в плане национальных идеалов и т.д. Это была дама с бледным лицом и тонкими губами: “Хм! Точно, похожи на наших мормонов! – презрительно извергла она. – Они точно так же говорят!” Я выдержала удар, защищая мормонов, как непременно сделал бы Свами, и ответила: “Не подобно мормонам я думаю! Точнее, не совсем так, как предлагают христиане!”

“О! Нет! Это мормоны, мормоны!” – воскликнула она на всё пространство. Её хорошее воспитание заставило меня замолчать.

Тем временем одна женщина утверждала, что я убеждала мужей и жён в Индии не есть вместе и показала им “высший путь”. Я возразила, что женатые люди способны сами регулировать свои отношения. Это не кого-то, а их собственное дело. “Ах, как вы заблуждаетесь, — ответила она, — так всегда говорят, но на деле всё обстоит совсем не так!” “Хорошо, во всяком случае, это не принадлежит мне, — выкрикнула я, — я отказываюсь разбирать подобные положения!” И подчеркнула, что сомневаюсь, если бы американские пары прислушивались ко мне, когда я предложила бы им английский совет.

После уменьшения замечаний подобного рода последовали обычные вопросы о том, подпускают ли детей к крокодилам? – это выпытывала весьма добропорядочная и очень звонкоголосая дама, которая явно была на моей стороне, и кто-то благодетельный настойчиво спрашивал про касты, стараясь перевести внимание на более безопасные темы. Я никогда не была на сборищах, так похожих на пристанище сумасшедших. …О! Теперь я оцениваю тропинку, протоптанную до меня Учителем!»

Свами писал Ниведите вдохновляющие письма, часто помогая её борьбе с трудностями. 24 января 1900 г. он писал ей:

«Я опасался, что покой и тишина, которых я жаждал, никогда не наступят. Но Мать посылает добро другим через меня, в наименьшей степени моей родной земле; и легче смириться с судьбой как с жертвой. Мы все жертвуем – каждый на своём пути. Великое поклонение есть продолжение деятельности – но кто-то исключает то, что оно есть великая жертва. Те, кто трудится, избегают больших страданий. Те, кто сопротивляется, ломается в подчинении и испытывает большие муки. Я готов теперь только трудиться».

Несколькими днями позже он написал снова:

«Хорошо, деньги для твоей школы придут, не переживай – они стали приходить; а если не приходят, то придут. Не одним путём, так другим. Мать прекрасно знает. …Ты получаешь свои уроки – я через это проходил. Так мы подготавливаем почву – деньги и люди должны прийти к нам».

В конце января Ниведита возвратилась в Чикаго. Тем временем она посетила много школ. Познакомилась с г-ном Паркером, педагогом-теоретиком, который планировал открыть школу для девушек, будущих учительниц. Ниведита посоветовала ему пригласить девушку из Индии. В Калькутте она взяла на себя заботу о девочке по имени Сантошини. Даже после отъезда Ниведиты Шарадананда продолжал помогать Маргарет опекать её учениц. И она надеялась, что эта девушка в будущем станет её сотрудницей. То, что Ниведита задумала сейчас, вполне осуществимо. Но когда она написала в Индию о своём решении, в ответ получила огорчившую её новость – девушка вышла замуж и вышла из числа её воспитанниц.

В феврале Ниведита посетила Канзас-Сити и Миннеаполис и затем Кембридж в Бостоне. Здесь она задержалась у г-жи Булль и познакомилась с г-ном Бипином Чандрой Палом.

После нескольких месяцев напряжённой работы Маргарет была готова к созданию Союза помощи американцев им. Рамакришны с Франсис Леггетт в качестве президента и Оле Булль в роли почётного госсекретаря. В других городах были назначены почётные вице-президенты: в Чикаго Генри Ллойд и г-жа Конгер, в Нью-Йорке мисс МакЛеод и Эмма Турсби, в Бостоне Эдвин Мид и Эдна Ченей, в Кембридже Левис Джеймс, Томас Хиггинсон и г-жа Бриггс. Кристин Гринстидел, с которой Ниведита познакомилась ещё в Лондоне, стала секретарём в Комитете Детройта.

Комитетом был выпущен буклет, озаглавленный «Проект школы для девушек им. Рамакришны», и распространён среди спонсоров. Его помог опубликовать г-н Леггетт, а г-жа Леггетт передала Ниведите для начала её школы 1000 долларов.

После проведения анализа общего положения просвещения в Индии и масштабов его распространения на фоне исторической и общественной обстановки, в соответствии с которой могла быть разработана любая программа, Ниведита продолжала:

«После тщательного изучения и обсуждения таких моментов, как эти, проект «Школа для девушек им. Рамакришны» был сформирован.

Мы планировали, если нам повезёт, купить здание и участок земли на берегу Ганги рядом с Калькуттой и собрать около 20 вдов и 20 девочек-сирот – будет целая община под руководством и управлением такого авторитета, как ШАРАДА ДЭВИ, чьё имя недавно представил миру профессор Макс Мюллер в своей книге “Жизнь и высказывания Рамакришны”.

Школьный курс начинается с детского сада и включает в себя английский и бенгальский языки и литературу, элементарную математику в самом полном объёме, несколько несложных естественных наук также в полном объёме и оригинальные ремёсла, возрождённые на старинных индийских традициях. Обоснование последней затронутой здесь темы исходит из права каждой ученицы самостоятельно зарабатывать на жизнь, не уходя домой, к тому же такие занятия будут их облагораживать».

Ниведита глубоко размышляла о результатах будущей деятельности:

«Предположим, наш труд будет успешным во всех отношениях – предположим, прежде всего, что он утвердится в индийском обществе как не противоречащий национальному чувству; вероятно, тогда станет возможным отсрочить день, когда мы сможем спросить каждую воспитанницу о выборе её жизни – выйти замуж или посвятить себя всенародному делу. Тех, кто выберет первое, мы надеемся обеспечить навыками и средствами, вполне заслуживающими доверия. С другими, кто предпочтёт посвятить свою жизнь упорному напряжённому труду на благо своей страны и её женщин, мы надеемся упрочить образование и при становлении Школ Рамакришны в других местах привлечь пожилых женщин в качестве помощниц и защитниц. …

В завершение хочу сказать: я полагаю, что без особых усилий найду способ перейти от ближней цели к дальней. В эти дни господства рынка и наживы мы непременно выполним то, что Всемирная деятельность доверяет деятельности на местах. Мы уже представляем, что утвердительно ответим на величайший вопрос Уолта Витмана:

Все народы объединяются? Наступит время, когда у Земли будет только одно сердце?»

Ниведита ответила на многие вопросы, связанные с этим проектом. Эти вопросы и ответы были помещены в буклет. Его опубликовали 2 апреля, тем самым показав, что Маргарет Нобль к тому времени добилась весомой поддержки своей работы.

Также в этот период она прилагала усилия, чтобы опубликовать свою книгу «Кали Мать». В разных американских школах Ниведита рассказала о Кришне, Дхруве и других исторических и мифологических персонажах и написала о них. И Свами написал несколько небольших очерков в том же духе, все права на которые передал Ниведите, в том числе на публикацию и переписывание. Издатель г-н Ватерман обещал опубликовать её книгу индийских рассказов и сделать её учебником в государственных школах Америки. Но Маргарет не удалось раскрутить книгу, как он хотел, и идея публикации сошла на нет.

В мае она поехала в Ямайку, штат Массачусетс, и прочитала в Свободной религиозной ассоциации содержательную лекцию «Наш Долг перед Востоком».

Ниведита неуклонно продолжала свою деятельность несмотря на противодействия и критику. Время от времени удача давала ей надежду продолжать, не поддаваясь унынию. «Какой-то лидер сказал, что “новая истина, прежде чем стать общепринятой, должна пройти через 1) осмеяние, 2) осуждение и 3) неприятие. Когда же эти три пункта проявятся, знайте, что вы победили”. О, дорогая! Я все три прошла – так жестоко, как можешь представить, — я не припомню ничего более тяжёлого, если только ты не бессмертна».

И Учитель всегда ободрял её поникающий дух:

«Всё благословение – тебе. Не унывай от ерунды. … В тебе течёт кровь кшатриев. Твоя жёлтая одежда – одеяние смерти на поле битвы. Умереть ради высокой цели – твоя задача, не удача. Смелей, дитя, не ради золота или чего-то ещё мы побеждаем».

В июне Ниведита возвратилась в Нью-Йорк. Вивекананда из Калифорнии переехал в Чикаго и затем в Нью-Йорк. В соответствии с прежней договорённостью его лекции и занятия в Нью-Йорке проходили под покровительством Общества Веданты. У Ниведиты перед посещением первой лекции Свами эмоции выплёскивались через край. Её память возвращалась к тем далёким дня в Лондоне, когда она впервые увидела его. Вспоминала слова Учителя, когда он открывал новые перспективы мыслей и устремлений. Но какой будет её реакция теперь? Принесёт ли ей его нынешнее выступление новое вдохновение, как это происходило раньше? Она, раздумывая над этим величайшим моментом в своей жизни, доверительно писала подруге:

«Я пришла пораньше и заняла место во втором ряду слева – моё место, как в Лондоне, хотя в то время я не задумывалась об этом.

Пока мы сидели и ждали его прихода, сильная дрожь охватила меня, я представила, что сейчас будет одно из череды испытаний в моей жизни; так и оказалось.

В последний раз я проделала это, а сколько раз приходила и уходила! Моя собственная жизнь – где она? Исчезла, выброшенная подобно истрепавшейся одежде, поэтому я должна упасть на колени и поклониться в ноги этому человеку.

Заблуждение ли это, иллюзия или успех выбора, или несколько минут разговора».

К концу лекции ею овладело умиротворение. Теперь происходила не борьба с волнением ума – но потрясение от новых знаний:

«Этот человек, стоящий там, держит мою жизнь целиком в своих руках – и как он время от времени присматривает за моим путём; я читала в его взгляде то, что очень ощущаю в своём сердце, полном доверия и неизменного понимания цели, — сильнее, чем какое-либо иное чувство».

17 июня Свами рассказал о том, «Что есть религия». Тем же вечером выступила Ниведита на тему «Идеалы индийских женщин», дав прекрасное и благожелательное описание простой жизни женщин Индии, их чистых помыслов. Отчёт гласит:

«Студентки, которые неизменно очень страстно желают слушать о будничной жизни и думах своих индийских сестёр, особенно полюбили эту беседу; Сестра Ниведита была рада проявленному интересу и ответила на многие заданные вопросы, так что большинство людей ушли со светлыми впечатлениями о жизни в Индии, в отличие от того, какой они до этой встречи её себе представляли».

23 июня Вивекананда проводил занятие по изучению «Бхагават-Гиты» и в воскресенье, 24 июня, прочитал лекцию «Поклонение Матери». Вечером Маргарет рассказала о «Древних искусствах Индии». Этот замечательный зрелищный рассказ стал завершающим пунктом её пребывания в Нью-Йорке.

Все друзья огорчились, когда после нескольких дней их совместной напряжённой деятельности Ниведита отправилась в Париж – 28 июня 1900 г.

(Продолжение в следующем номере «С».)