№6'''2011

МЫ продолжаем публиковать перевод глав книги о Маргарет-Элизабет Нобль «Сестра, Преданная Рамакришне-Вивекананде» («Sister Nivedita of Ramakrishna-Vivekananda») индийского автора Правраджика Атмапраны (см. начало в №№1-5' 2011 на сайте «С»)

 

СЕСТРА НИВЕДИТА —

преданная Рамакришне и Вивекананде

 

В Париже

Конгресс по истории религий был организован в 1900 г. в Париже в связи с Парижской Всемирной Выставкой. Свами Вивекананда получил приглашение посетить её. Чета Леггеттов отправлялась во Францию участвовать в конгрессе и пригласила Свами ехать с собой. Он покинул Нью-Йорк в конце июля. Ниведита уехала раньше, так как дала обещание профессору Патрику Геддесу, выдающемуся британскому социологу, поработать вместе. Он был на Парижском конгрессе организатором различных совещаний Международной Ассоциации.

Ниведита ещё раньше, в марте, познакомилась в Нью-Йорке с проф. Геддесом и прослушала его лекцию «Социологический метод в истории». Множество разнообразных мыслей, высказанных этим ведущим учёным, глубоко заинтересовали её, в частности, его система взглядов на значение влияния среды обитания на человечество очень увлекла Ниведиту – цитируем слова проф. Геддеса:

«Я не встречал ни одного человека, кто бы так быстро и пылко схватывал основные научные принципы и получал удовольствие от каждого их применения, как Сестра Ниведита».

Она с готовностью приняла его предложение – осуществление надежды работать вместе с ним переполняло её радостью. Разве могла она упустить шанс изучить его метод, который дал бы ей возможность лучше понять жизнь Индии.

Но эксперимент не принёс удачу. У Ниведиты, человека творческого, работа по составлению каталогов, индексов и лекционных отчётов вызывала неприятие. Она поняла, что ей трудно передавать чужие мысли, если они не созвучны её собственным представлениям. Она признавалась:

«Я разрывалась на части. Он нуждался в голосе, который излагал бы его мысли так, как он того хотел. Я постаралась тогда сделать мозаику, в которой были бы сверкающие кусочки из его слов, а я обеспечивала только серый цемент простого грамматически правильного текста».

Она претворяла в жизнь мощь Вивекананды как Мастера, предоставлявшего право всем в контакте с ним быть самим собой и отражать его в своём собственном пути. Она воспринимала это его качество, как вершину божественности и человечности, – но кто ещё может сравниться с ним?..

Её сердечные отношения с проф. Геддесом испортились из-за этого конфликта, она, не способная переносить натянутость в работе, отошла. Тем не менее, необходимо сказать, что их обоюдные искренние восхищение и дружба сохранялись до конца их дней. Во введении к своей книге «Система индийской жизни» Маргарет Нобль писала:

«Выпуская эту книгу в мир, я выражаю мою признательность профессору Патрику Геддесу; он, научив меня немного понимать Европу, опосредованно передал метод, через который будет восприниматься мой индийский жизненный опыт».

Проф. Геддес, в свою очередь, также сказал о ней: «Страстно желая овладеть этими эволюционными методами и применять их в собственных исследованиях индийских проблем, она поселилась в нашем доме. Заняв, с её аскетизмом и непритязательностью, небольшой уголок в мансарде, который тотчас полюбился ей, откуда открывались широкие и далёкие виды, там она работала недели напролёт. …С моей стороны, я не меньше почерпнул от её дальновидности, сердечной доброжелательности и духовной проницательности, перенял её понимание того, насколько богатая и причудливая индийская вышивка изысканнее простой текстуры подложной ткани, образно сравнимой с материальными условиями жизни; в начале наших многочисленных бесед какое это было удовольствие помогать ей в мирских решениях».

В августе приехали в Париж доктор Бозе и его супруга. Открытия д-ра Бозе принесли ему всеобщее восхищение. Свами неустанно превозносил его за то, что тот прославил его родину.

Вивекананда в Париже разместился у г-на Леггетта. Интеллектуалы переполняли обширный особняк Леггеттов на ул. Етатс Юнис, 6, и Свами был счастлив видеть, что они общаются между собой. Там Ниведита часто встречала своего Учителя.

Главным событием пребывания Вивекананды в Париже стали его лекции на Конгрессе истории религий. Он выучил французский язык. Он исследовал французскую культуру и всегда стремился показать влияние индийской мысли на сознание всего человечества.

Однако в Свами со всей его явной заинтересованностью и воодушевлением стали проступать черты усталости от мира и скука. Удачи и неудачи представлялись ему просто тенями, а он – их свидетелем. Его близкие друзья заметили проявления такого настроения ещё в Америке. Только Свами Абхедананде он сказал о предчувствии своей смерти.

«Всё верно, брат, мои дни сочтены. Я проживу самое большее только три-четыре года». Когда Абхедананда возразил, Вивекананда добавил: «Ты не понимаешь меня, я чувствую, что стал очень большим. Моя личность, моё “Я” расширилось, так что я временами ощущаю, будто тело больше не вмещает меня. Я лопаюсь. Конечно, эта тюрьма из плоти и крови не сможет удержать меня надолго».

В его письмах 1900 г. тон окончательного ухода звучал довольно часто: «Я не хочу работать. Я хочу тишины и покоя». «Моя лодка причалила в гавани спокойствия, из которой никогда больше не выйдет. Слава, слава Матери! Я сейчас не имею ни желания, ни цели. Благословенна Мать! Я слуга Рамакришны. Я только машина. Я ничего другого не знаю».

И ещё:

«Труд всегда труден; молитесь за меня, чтобы моя работа могла остановиться навечно и чтобы вся моя душа погрузилась в Мать. Её работа, Она знает. …Сражения проиграны и выиграны. Я упаковал мои вещи и ожидаю великого освободителя».

« “Шива, о, Шива, неси мою лодку к другому берегу”. В конце концов, я только юноша, который с восхищённым изумлением внимал поразительным словам Рамакришны под баньяном в Дакшинесваре. …теперь я вновь слышу его голос, тот же прежний голос, волнующий мою душу. Узы разорваны – любовь умирает – труд не приносит радости – очарование уходит из жизни. Теперь только зовёт голос Мастера – “Я иду, Владыка, я иду”».

Ниведита знала о подобном состоянии Свами. Но в этот период жизни такое настроение Учителя только вывело её из замешательства. Её существование именно тогда наполнилось идеями, планами и деятельностью. Она сделала решительный шаг и теперь нуждалась в руководстве Мастера. Свами посоветовал ей, пока они на Западе, возвратиться к прежней одежде и традиционному стилю поведения в обществе. Также дал ей полную независимость в работе – но откуда это безразличие? Не причастна ли она к такому его состоянию?

Однажды, перед поездкой в Нью-Йорк, она дала Свами совет, который тот воспринял как неверный. Он раздражился и запротестовал против определённого диктата по отношению к нему. Его раздражительность была вызвана всего лишь сменой настроения. Ибо тотчас же он возобновил разговор о Матери, о том, как хочет трудиться, чтобы мир разлетелся на куски, такая в нём сила; потом сидел в Гималаях в медитации. А когда уделил ей время, то благословил словами: «Хорошо, хорошо! Помни. Ты дитя Матери».

В тот момент, когда жизнь Ниведиты постепенно приобретала свойства стремительного натиска, Свами общался с огромным океаном мира без зыби, тихо. Пока Ниведита с неукротимой энергией бросалась вперёд, Свами плыл в потоке Матери. Такое его поведение выходило за рамки понимания Маргарет. Это её озадачивало и временами раздражало.

С другой стороны, конфликт с проф. Геддесом утихомирил её. Она чувствовала смущение. Это отразилось как на здоровье, так и на деятельности. Маргарет писала г-же Булль, которая звала её к себе в посёлок Перрос-Гуйрес недалеко от Ланньона в Бретани.

Ниведита приняла её предложение и тотчас покинула Париж. Свежий воздух и спокойное окружение природы вскоре обновили её утомлённый дух. Она сообщала мисс МакЛеод: «После недели прогулок, еды и сна я подобна гиганту, подкрепившемуся вином».

Находясь в Перрос-Гуйресе, Ниведита пыталась разобраться в себе. Она воспринимала равнодушие к ней со стороны Свами как собственную непригодность и старалась найти причину, почему это произошло. Она написала письмо Учителю, в котором и жаловалась, и осуждала, и пыталась получить советы и внимание к себе. Ответ Вивекананда написал 25 августа 1900 г.:

«Дорогая Ниведита,

твоё письмо только что получил. Благодарю за сердечную открытость. …

Сейчас я свободен, так как не имею ни сил, ни полномочий, ни места в работе. Я также ухожу из президентства Миссии Рамакришны. Монастырь принадлежит сейчас другим последователям Рамакришны, исключая меня. Президентство сейчас за Брахманандой – следующий черёд падает на Премананду и т.д.

Я так доволен, что весь груз снят с меня, просто счастлив.

Я уже не представляю собой важное лицо, также я не несу ответственности за кого-либо. По отношению к моим друзьям я сохраняю обязательства. Я надеюсь поправиться и обнаружить, что никому ничего не должен... Я отдал всю свою энергию, чуть ли не до смерти, а в ответ получил только оскорбление, злобу и неприятности. …

Твоё письмо показывает, будто бы я ревную тебя к твоим новым друзьям. Ты должна понять раз и навсегда, что я родился без зависти, без жадности, без вожделений – то же самое по отношению к любому другому недостатку.

Я никогда раньше не управлял тобой; теперь, после того, как я стал никем в работе, я не руковожу никем и ничем. Я только очень хорошо знаю, как ты со всем сердцем служишь “Матери”, Она и будет твоим руководителем.

Я никогда не питал зависти к твоим друзьям. Я никогда не критиковал моих собратьев, не вмешиваясь ни во что. Единственное, я вижу, что люди Запада обладают способностью принуждать других, представляя, что делают добро, но при этом забывают: то, что хорошо для них, может быть плохо для других. Так, я боюсь, что ты попытаешься, используя свой ум, воздействовать на других, на новых друзей. По этой причине я временами пытался ограничить любое личное влияние, и больше ничего.

Ты свободна, имеешь свой собственный выбор, свою собственную деятельность. …

Друзья и враги, они всего лишь инструменты в Её руках, чтобы помочь нам выправить нашу собственную карму, когда проходим сквозь радость или боль. Так “Мать” благословляет всех нас.

Со всей любовью и благословениями

искренне твой, Вивекананда».

Письмо Учителя очень встревожило Ниведиту. Она усмотрела определённое настроение в том, что Свами проявляет по отношению к ней безразличие. Руководил ли он ею, чтобы она не сбилась с пути? Она достаточно часто слышала от Свами, что бескорыстный труд есть средство духовного очищения – это тропа, ведущая к Конечной Цели. Она считала себя посвящённой в дело Учителя. Были ли её выбор деятельности, и интересы, и образ жизни недостойны Свами? На этом её беспокойные вопросы не заканчивались.

Г-жа Булль, любившая Ниведиту как собственную дочь, подумала, что будет лучше, если Свами приедет на несколько дней. Поэтому пригласила его, и Вивекананда приехал к ним.

Вновь встретившись со Свами, Ниведита поняла, что все её страхи беспочвенны. Вивекананда не был ни сердит, ни равнодушен. Он только хотел, чтобы она утвердилась на собственном направлении деятельности, не завися от него. Его привязанность и забота по отношению к ней не уменьшились. Просто он очень устал и стремился вернуться в Индию.

Здесь Свами познакомил её с поэмой «Благословение», в которую вместил все надежды, мечты и добрые пожелания Матери своим последователям.

Сердце матери, воля героя,

Безмятежность южного бриза,

Священное очарование и сила, что пребывают

На Арийских Алтарях, пылающих, вольных;

Всё это ваше и более

Нет умудрённее сердца, способного мечтать, —

Ты будущей Индии потомок —

Хозяйка, служанка, подруга в одном лице.

Ниведита ощущала блаженство. Она теперь составила собственный план действий. И сообщила, что перед возвращением в Индию ещё заедет в Англию. Учитель одобрил её решение.

Ниведита сохранила в памяти последний день, когда она получила прощальное благословение и доброе напутствие от Мастера.

«Когда я сказала ему “до свидания” в Бретани в сентябре 1900 г., то собиралась только, возвратившись в Англию, повидаться с друзьями и, если получится, найти новые возможности для индийской работы. Я пока не знала, как долго продлится моё пребывание там. Планов я не имела. И нечаянная мысль пришла в голову, что старые связи опасны внешней зависимостью. Он видел так много предательств, и они “в чести”, поэтому считал – всегда нужно быть готовым к новому дезертирству. В любом случае, момент был критический в судьбе ученика, то есть меня, и он рассчитывал им воспользоваться. Неожиданно в мой последний вечер в Бретани, после ужина, когда опустилась темнота, я услышала, как он в дверях моей маленькой беседки-кабинета позвал меня в сад. Я вышла и встретила его, ожидающего вместе с товарищем из коттеджа, где они проживали, чтобы напутствовать меня перед отъездом.

“Есть особенный сорт мусульман, — сказал он, когда увидел меня, — они выступают как фанатики, когда берут каждого новорожденного малыша и выставляют его напоказ, говоря: ‘Если Господь сотворил тебя, погибни! Если Али сотворил тебя, живи!’ Теперь то, что они говорят ребёнку, этим вечером говорю тебе я, но в противоположном значении – отправляйся в мир и там, если создал тебя я, будешь уничтожена! Если Мать создала тебя, живи!”.

Он вновь приходил на следующее утро, на рассвете, попрощаться, и это было моё последнее воспоминание о нём в Европе. Я не раз мысленно возвращалась к той встрече, сидя в крестьянской повозке, и видела перед собой его силуэт на фоне утреннего неба, как он стоял на дороге напротив нашего дома в Ланньоне, подняв руки в приветствии жителя Востока, которое также является благословением».

 

Борец за Индию

По возвращении в Париж после короткого пребывания в Бретани Вивекананда встретился с г-ном Джулесом Бойсом, известным философом, журналистом, писателем, изучающим сравнительную религию.

После почти трёхмесячного пребывания в Париже Свами отправился 24 октября в Восточном экспрессе в вояж по странам Европы. Его сопровождали чета Лойсонов, Джулес Бойс, г-жа Кальве и мисс МакЛеод. Посетив Вену, Венгрию, Сербию, Румынию, Константинополь, Болгарию и Афины, путешественники достигли Египта. Оттуда уже один Свами отправился в Индию.

С ‘отцовским’ благословением Ниведита вошла в новое поле работы. Вопрос, правильно ли она поступит, если возвратится в Англию, возникал в её голове много раз. «Есть ли у меня какой-нибудь повод ехать в Англию? Действительно ли необходимо быть там, или это только мои фантазии? Как хочу уехать – вся моя душа в Индии. Я всё больше и больше убеждаюсь, что мне нечего делать во внешнем мире и, действуя здесь, ощущаю всего лишь иллюзию работы».

Это осознание Ниведиты явилось результатом её следования духовной практике погружения в собственное «Я», в то время как в работе она выражала волю Учителя. «Воспринимать вещь, как она проявляется в уме Мастера, — это самое необходимое. Служить ему, становясь его руками и ногами, с тем чтобы разум и сердце могли действовать вместе с ним; служить ему молча, сосредоточившись, с неизменным стремлением впитывать его мысль – вот мой метод». Она размышляла: или она следует правильным путём действия, либо в преследовании своего громадного желания деятельности не забывает о духовных стремлениях.

«Я в мире имею только одно желание – жить исключительно жизнью монахини. Но ежедневно золотое яблоко моей мечты ускользает из рук. Я хочу, чтобы Свами благословил меня и отпустил на его поиски», — писала она мисс МакЛеод 15 ноября 1900 г.

Перед возвращением в Индию Ниведита с пользой потратила несколько месяцев в Лондоне, Шотландии и Норвегии. Её единственной целью было служить Индии всеми возможными путями.

В Лондоне Маргарет встретила чету Бозе. К тому времени они стали большими друзьями. Доктор Бозе был болен, и его прооперировали в конце декабря. Выздоравливающий д-р Бозе и его жена, а также г-жа Булль останавливались у матери Ниведиты в Уимблдоне. Г-жа Булль и Ниведита помогали чете Бозе в это трудное для них время, за что те всегда оставались им благодарны.

Ниведита была уже хорошо известна в лондонских кругах. Её планы на январь и февраль включали в себя три лекции в неделю. Для начала она приняла все приглашения выступить. О её беседах и лекциях ежедневно сообщалось в лондонских номерах «Дейли ньюс». За короткое время она прославилась как друг Индии и борец за неё, и люди удивлялись её преданности Индии. Вот что лондонский корреспондент газеты «Индиец» в Мадрасе сказал относительно её:

«Непонятно откуда появился борец за Индию, как это часто бывало с воинами в былые времена. Не из далёкой страны, также не от неизвестного народа и не из мужского племени пришёл новый воин. Это дама, причастная к Руководящей Силе в Индии, дама исключительных способностей, которая достигла многообещающих успехов в Англии, посвятив себя служению женщинам Индии. Мисс Маргарет Нобль её имя, и хотя она находилась в Индии только 18 месяцев, за это время больше узнала о настоящей жизни Индии, чем те, кто живёт там много лет. …Её приняли в члены Ордена Рамакришны, она сейчас как ‘Сестра Ниведита’ говорит слушателям в различных уголках Англии об индийской жизни и философии. Замечательная фигура англичанки в платье из белой фланели, элегантно скроенном, но предельно простом; бусы вокруг шеи наводят на мысль о чётках. …её красноречие удивительно, она говорит без записей, живо, легко, с глубоким состраданием к народу Индии и жаждой разрушить фальшивые образы, сложившиеся в умах англичан относительно индийских женщин».

Ниведита выступала с лекциями в Турнбридже Веллс, Центре высшего мышления и Сезам-клубе. Она устно и письменно освещала такие темы: «Идеалы индийских женщин», «Духовная жизнь Индии», Духовное постижение Индии», «Индийская проблема», «Концентрация», «Дошкольные методы в религиозном образовании», «Сейчас Англия не пользуется успехом в Индии», «Будущее индийских женщин», «Предложение подумать о духовном развитии», «Общественная жизнь в Индии», «Предписания Рамакришны» и т.д. Они пользовались вниманием многих думающих англичан, интересующихся Индией.

15 февраля Ниведита уехала в Эдинбург, в Шотландию. На следующий день при содействии эдинбургских дам Викторианского клуба она прочитала убедительно и глубоко лекцию «Идеалы индийской женственности». Описание этого собрания было опубликовано в «Брахмавадине» в апреле 1901 г.:

«Мисс Нобль для многих своих слушателей обрисовала жизнь индийских женщин с совершенно новой стороны, которая почти не сочеталась с тем, что они слышали об этой же теме из других источников. Живой разговор, последовавший за лекцией, был прекращён из-за недостатка времени».

19 и 25 февраля она рассказывала соответственно о своей «Индийской деятельности» и «Индии», после чего вернулась в Англию.

Ниведита говорила правильно, мощно и по сути, и то, что она рассказала, стало вызовом фальшивой пропаганде об Индии, проводимой миссионерами. Она их раздражала, и чтобы поймать её на ложных высказываниях, они попросили одного молодого христианина из Мадраса высказаться после её лекции.

К их отчаянию, он встал и сказал, что Ниведита права и что с тех пор, как он в Европе, его уже не заботит называться христианином. Взбешённые миссионеры отрицали правильность ответов Маргарет на их критические замечания. Это для Ниведиты послужило поводом написать книгу против миссионерской пропаганды Индии.

По возвращении в Лондон Маргарет Нобль прочитала свою последнюю лекцию 7 марта. Теперь она рвалась в Индию, особенно когда услышала от Свами Шарадананды о болезни Святой Матери. Мисс МакЛеод тогда находилась по пути в Индию из Японии. Ниведита попросила её передать свою просьбу Матери разрешить ей возвратиться. В должное время Маргарет получила разрешение. Но работа, которую она проделала за короткий срок, помешала ей уехать из Англии немедленно.

Некий г-н Хавиес, педагог-теоретик, попросил её написать «сильную правдивую» статью по вопросу образования в Индии. Г-н Уильям Стед, редактор «Обзора обозрений», предложил опубликовать её очерк о жизни доктора Бозе, который был живым представителем Индии в Англии.

К этому времени уже вышла в свет «Кали Мать» Ниведиты и получила благосклонную рецензию. Г-н Ромеш Чандра Датт похвалил пользу «её пера» в дальнейшей деятельности и пообещал опубликовать её книгу. По его совету впервые были написаны несколько глав книги «Система индийской жизни».

В Шотландии Ниведита встретила проф. Геддеса, он пригласил её в Данди провести с ним несколько дней с середины мая до конца июня. Он также предложил ей лекторство в индийской секции Выставки города Глазго. Услышав от неё о намерении выпустить книгу про деятельность миссионеров в Индии, он пообещал написать вступление к ней. Поэтому, хоть душа Ниведиты и стремилась в Индию, ей пришлось задержаться, пока эта «ручная работа» не будет завершена. Но о своей великой жажде вернуться в Индию она писала мисс МакЛеод 4 апреля 1901 г.:

«Я хочу назад в Индию. Я буквально брежу оказаться там – хотя знаю, конечно, что это произойдёт не раньше, чем я смогу всё написать. Чума, должно быть, свирепствует в Калькутте. Я не выношу находиться далеко. …Как прекрасна Индия! Я так счастлива, что ты ощущаешь индийскую “сладость”, как ты говоришь, более, чем когда-либо».

Она высказала г-же Булль своё сильное желание отдохнуть в каком-нибудь уединённом месте и там закончить работу. Ниведита чувствовала себя физически нездоровой, ей необходимо было очень хорошо отдохнуть. Поэтому когда г-жа Булль позвала её к себе в Норвегию, где 17 мая торжественно открыли бронзовый памятник Оле Булль, Маргарет приняла приглашение.

21 мая она добралась до Лассоена. Недалеко от Бергена на скале у моря примостился их лагерь. Ниведиту очаровала красота этого места. «Изумрудная зелень в оправе синевы моря, прорезанная дорогами, с утёсами и соснами, напоенная восхитительными запахами леса. Более всего напоминает Ачхабал».

В лесном лагере её навещали многие гости и друзья. Чета Бозе останавливалась на несколько дней. Из Англии по личному делу приехала к ней г-жа Севьер. Глава либералов г-н Ланд и г-н Р.Ч. Датт также гостили у неё. Ниведита прочитала г-ну Датту несколько глав из своей книги «Система индийской жизни» и получила от него ценные советы. Он был тогда занят написанием своей собственной книги по индийской экономике. Ответ миссионерам, названный «Ягнёнок среди волков», в то время опубликовали в «Вестминстерской газете».

Так, между отдыхом и работой Ниведита провела в Норвегии три долгих месяца и, поправив здоровье, вернулась 4 сентября 1901 г. в Англию.

(Продолжение следует.)