«ГЛАЗАМИ СЕРДЦА ВИДИМ БЫТИЕ...»
ВИДЕТЬ мир… — казалось бы, естественное для нас, простое действие. Но каждый видит мир по-своему. И самый главный аспект этого, производимого нами, действия – «видеть» — чем мы смотрим?
Вы скажете – конечно, глазами! Восточные мудрецы вам возразят – глазами вы видите лишь иллюзорную оболочку мира, так как физический мир, окружающий нас, — лишь обманчивая изменчивость иллюзии, которая не есть Истина жизни.
Удивительно всё, что связано с культурой и миропониманием Древнего Китая. В древности в Китае художниками и поэтами были правительственные чиновники, или мандарины, и это неудивительно, так как они считались самыми высокообразованными людьми государства, и чтобы поступить на службу, кандидаты сдавали приёмные экзамены на знание философских трактатов мудреца Конфуция. Чем обширнее знания – тем выше чин. Этих людей отличала высочайшая грамотность и стремление следовать нравственным принципам, заложенным в китайское общество на заре цивилизации Конфуцием и ещё более древними гениями Легендарного периода страны.
Давайте посмотрим, как видели окружающий мир китайские художники?
Хуо Си. «Ранняя весна». 1072
Китайская живопись – это притягательный, очарованный мир, и большое наслаждение этот мир для себя открывать. Китайские художники-мандарины не признавали реалистической манеры живописи, говорили, что это не мастерство, а хорошее ремесленничество, потому что в реалистических отражениях действительности не проявлялось первое правило китайского искусства – выражать скрытую реальность, лежащую за иллюзией внешнего проявления.
Художник бродил в горах или в саду и, возвращаясь к рабочему столу, закрывал глаза и сосредотачивался в себе, медитировал о смысле того, что видел. Он обращался к своей памяти и эмоциям, посещавшим его во время созерцания горных пейзажей. Для мандаринов даосская духовная медитация и художественное творчество были нераздельны. Их лозунг – идея идёт впереди кисти.
Знаменитый художник Хуо Си (автор одной из самых впечатляющих картин древнего Китая «Ранняя весна», 1072) сказал: «Эти горы восхитительно величественны, их таинственность неисчерпаема, и чтобы их изобразить, нужно безумно любить их и никогда не уставать их созерцать, бродить среди них, накапливая в сердце впечатления одно за другим, и тогда, когда станешь их рисовать, глаз уже не станет бояться шёлка, а рука не будет стесняться кисти».
Вот одно из описаний ландшафтов Хуо Си из императорского каталога северной династии Сунь: «Извивающиеся потоки и крутые берега, скалистые утёсы и обрывистые пропасти, округлые вершины и острые пики, возвышающиеся в изобилии, облака и туманы, постоянно преображающиеся и растворяющиеся, десять тысяч высот и десять тысяч форм в середине изменчивого света».
Мандарины были воспитаны на конфуцианстве, одна из главных идей которого – «жэнь» — идея благородного, добродетельного человека, человечного человека, обладающего всеми качествами правильного отношения к другим людям. А сложный китайский иероглиф, выражающий эту идею, представляет собой сочетание двух простых иероглифов: жэнь (человек) и эр (два) и расшифровывается «человек в обществе, в контакте с другими людьми». То есть человек проявляет истинную добродетель лишь тогда, когда он живёт всегда в ладу с окружающими людьми.
Конфуцианство, можно утверждать, до сих пор есть основа мировоззренческой политики Китая. Конфуций как бы подвёл итог своей жизни знаменательными словами: «В 15 лет я посвятил себя учению. В 30 лет я твёрдо встал на ноги. В 40 лет перестал страдать от невозможности решить сложные проблемы; в 50 лет я узнал Заветы Неба; в 60 я сам услышал их своим глупым ухом; в 70 я мог следовать волею своего сердца, поскольку то, чего я желал, больше не выходило за рамки тьмы».
Чтобы следовать воле своего сердца, наверное, надо, чтобы и само сердце преобразилось. Тут на память приходит поразительное поэтическое прозрение нашего гениального А.С. Пушкина – его «Пророк»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился;
Перстами лёгкими, как сон,
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И обходя моря и земли,
Угль, пылающий огнём, — сердце человечного человека.
В записях великого философа ХХ века Е.И. Рерих сказано: «Можно утерять зрение и слух, но сердце будет лучшим заместителем и даже более тонким выразителем сущности».
Яркий пример явления сердца как тонкого выразителя сущности человека – жизнь и духовный подвиг святой праведной блаженной Матушки Матроны Московской.
Матрона Димитриевна Никонова (1881-1952) родилась слепой, то есть у неё вообще не было глаз. В детстве дети издевались над ней, стегали крапивой и сажали в яму, потом наблюдали, как она выбиралась оттуда и находила свой дом. В 7-8 лет у девочки открылся дар предсказания и исцеления больных. Родные стали замечать, что она чувствует приближение опасности и бедствий. По её молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях и тянулись к девочке, привозили даже лежачих больных, и Матрона поднимала их на ноги.
На 17-м году у неё отнялись ноги. Так, до конца дней своих она была «сидячей». И сидение её – в разных домах и квартирах у знакомых и незнакомых людей, добрых и злых, у которых она находила приют, — продолжалось ещё 50 лет.
В раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать».
Окружающих Матрону людей удивляло, что она ведёт себя как зрячая. Например, одна женщина, работавшая в храме Ризоположения в Москве, вспоминала позже слова блаженной: «Я в вашей церкви все иконы знаю, какая где стоит». И поражало знавших её то, что она имела и обычное, как у зрячих людей, представление о мире. А ведь мира она вроде бы никогда не видела…
Матроне пришлось много поскитаться по чужим людям, которые с риском для своей жизни скрывали её от советских властей. Но страждущие шли к ней потоком, выдавая местонахождение «нежелательного элемента советского общества», и ей приходилось вновь перебираться на новое место. Она всегда знала, когда необходимо вовремя это сделать. Бездомная слепая странница, она сердцем видела готовящиеся неприятности перед приходом к ней милиции. Много раз так было: только хотят её арестовать, а она накануне уезжает…
Знавшая её Анна Выборнова вспоминает такой случай. Пришёл милиционер забирать Матрону, а она ему говорит: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушал её, поехал домой, а его жена от керогаза обгорела. Но он успел довезти её до больницы. Приходит на следующий день на работу, у него спрашивают: «Ну что, слепую забрал?» Отвечает: «Слепую я забирать никогда не буду. Если бы слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так всё-таки успел в больницу отвезти».
И Великую Отечественную войну она предсказывала: «Что вы всё ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнётся. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит».
Не хватит здесь места и времени, чтобы рассказать обо всех свидетельствах святой и праведной жизни пророчицы, целительницы, провидицы Святой Матроны. Все эти свидетельства потрясающи. И Матушка помогала всем людям бескорыстно, ничего с них не брала.
Матрона учила не осуждать ближних: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»
Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придёт… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами молиться за них Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».
Сейчас, действительно, к её могиле на Даниловском кладбище в Москве люди с раннего утра занимают очередь, приезжая со всех концов России. И Святая Матрона Московская слышит их и помогает… А природа её подвига своими корнями уходит в такие вечные истины человечного человека, как сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца.
Открытое, любящее – пламенное, воспитанное – человеческое сердце – как фокусирующее стекло, «линза», приёмник всех энергий Вселенной, посылаемых на Землю. И святые провидцы и блаженные пророки обладали большим запасом Благодати, психической энергии, или по-китайски «ци», которую передавали людям, лечили ею, потому что их сердце – «угль, пылающий огнём».
А каким видится мир, если мы посмотрим на него глазами физики, точнее, квантовой теории, или теории атома?
Квантовая теория и общая теория относительности Эйнштейна заставляют нас взглянуть на мир не как на разрозненную коллекцию физических объектов, а как на сложную сеть взаимоотношений единого целого. Иными словами, мир, в котором мы живём, – это единый 4-мерный пространственно-временной континуум, в котором время не разделено на прошлое, настоящее и будущее.
В представлениях новой физики понятие реальности материи исчезает, так как в каждом атоме расстояние между электронами, вращающимися с околосветовыми скоростями, и частицами, составляющими ядро атома, неизмеримо больше, чем сами эти частицы, и существуют они, находясь, как выражаются физики, в стабильном динамическом равновесии, поэтому их описания носят релятивистский, вероятностный, характер. Вот и получается, что видимый мир с его плотно-материальными объектами содержит в себе громадные пустоты и сравним с огромным, на первый взгляд, «пустым» космическим пространством, где на неимоверно больших расстояниях друг от друга существуют звёзды и планеты. «Пустое» мы берём в кавычки, так как астрофизики уже выяснили, что эта кажущаяся «пустота» заполнена пока непонятными для учёных «тёмной материей» и «тёмной энергией».
Что далее сообщает нам теория атома? Она показала поразительную вещь – масса и энергия эквивалентны, то есть масса является одной из форм энергии. Энергия – это динамическая величина, поэтому вещество, в данном случае элементарные частицы, воспринимается не как нечто неподвижное и статичное, а как динамический процесс, вовлекающий «сгусток» энергии, который и представляет ту или иную элементарную частицу.
Отсюда, любая частица может быть преобразована в другую частицу; и энергия превращается в частицы, иными словами, становится веществом, материей, и наоборот. Или, по-другому, все силы одновременно являются частицами. И мир частиц нельзя разложить, разделить на независимые друг от друга составляющие, всё находится в непрерывном движении, и всё взаимосвязано. Если этот вывод применить к масштабам Вселенной – она есть динамическое неделимое целое, включающее и наблюдателя – что очень важно.
Так перед нашими глазами открывается новая, истинная реальность, таящаяся за кажущимся разбитым на части, разделённым объективным миром. Приведём слова величайшего физика ХХ века Вернера Гейзенберга:
«Таким образом, мир предстаёт перед нами в качестве сложной ткани из различных событий, в которой соединения различных типов чередуются, накладываются друг на друга или сочетаются, определяя таким образом структуру целого».
В. Гейзенберг
Такая взаимосвязанность Вселенной, вселенская взаимопереплетённость, доказывается эмпирически атомной физикой, в которой в том числе исчезает сторонний наблюдатель – проводящий опыты учёный – он становится участником. Известный в мире физик Джон Уилер считает, что активное участие наблюдателя – самая важная особенность квантовой теории:
«Самое важное в квантовом принципе – это то, что он разрушает представление о мире, “бытующем вовне”». Наблюдатель должен забраться внутрь «пузырьковой камеры», в которой исследуется поведение элементарной частицы, вместе со всеми измерительными приборами. Но «в процессе измерения изменяется состояние самой частицы», и поэтому, — делает вывод учёный, — «Вселенная никогда не станет такой, какой она была раньше».
Д. Уилер
Идею «соучастие вместо наблюдения» можно применить к описанному выше поведению художников-мандаринов, которым был хорошо известен и близок даосский принцип единства всех вещей в Мироздании. Они были не наблюдателями Природы, которую собирались изобразить, а соучастниками, они участвовали в процессе постижения Истины всем своим естеством, растворяясь в объекте наблюдения. Понятие участника является ключевым для мудрости Востока, когда объект и субъект сливаются в единое неделимое целое. Так, в древнеиндийских Упанишадах говорится:
«Там, где существует двойственность, как и раньше один видит другого; воспринимает его запах и вкус… Однако там, где всё обрело сущность своего собственного «Я», кого и каким образом можно увидеть?»
Конечно, современная физика не может настолько углубиться в переживание всех вещей, однако квантовая теория опровергла представления об объектах, обладающих фундаментальной независимостью друг от друга, она стала рассматривать Вселенную в качестве переплетающейся сети физических и психологических взаимоотношений. Недаром истина гласит, что упавшее на землю перо птицы отзовётся громом на дальних планетах.
Все эти знания об открытиях квантовой физики и общей теории относительности, которых мы лишь кратко здесь коснулись, можно найти в книге, встреченной во всём мире с большим энтузиазмом, — «Дао физики» английского физика и философа Фритьофа Капра. Капра назвал современную физику «путь с сердцем».
Гениальные физики, внёсшие существенный вклад в становление квантовой теории, теории квантового поля (его Капра соотносит с даосским «ци»), открывали параллели физики с мистицизмом Востока, который тысячелетия назад говорил о том же, что открывает сейчас современная наука, только своим языком. Так, знаменитый Нильс Бор писал: «Мы можем найти параллель урокам теории атома в проблемах, с которыми уже сталкивались такие мыслители, как Лао-цзы и Будда, пытаясь осмыслить нашу роль в грандиозном спектакле Бытия – роль зрителей и участников одновременно».
Н. Бор
Мы существуем в 4-мерном пространственно-временном континууме, но пока наше мышление воспитано на западных реалистических взглядах. Однако если послушать математиков-теоретиков, они говорят, что с помощью высшего математического аппарата знаний, в том числе неевклидовой геометрии Лобачевского, можно оперировать пространствами более высокой мерности. И это не отвлечённая абстракция, а иные существующие реальности, или параллельные миры, которые человеческое сознание ещё не может вместить так же, как искажённо оно воспринимает идею Бога – Творца Вселенной.
Но утончённые натуры отдельных художников могут отражать иную реальность. Примером тому служит «лучистое» творчество современного художника-космиста Александра Маранова,
г. Москва. Когда у него спросили, как возникают в нём идеи, которые переносит на свои полотна, художник ответил:
«Когда сосредоточиваюсь в медитации, перед внутренним взором проносится много видений, но душа молчит. И лишь когда появляется то, чему она очень радуется, я начинаю писать. Все мои работы созданы с радостью в душе и все как дети любимы.
А. Маранов. «Мир входящему»
Но переносить на полотно увиденное неимоверно трудно. В нашем физическом мире всё иначе. А там на горизонте свечение такое же яркое, как и на переднем плане, и там колоссальное пространство. Довольно непросто, увидев и прочувствовав всё там, передать это с помощью наших физических возможностей…
Подумаем, из чего состоит свет? Если углубиться в нана-мир света, то можно понять, что свет из чего-то состоит. А как из света состоим мы? Сосредоточившись в себе, я вижу образ человека, пронизанного лучами, и всё остальное, что нас окружает. Но как мы друг на друга «накладываемся» излучениями?»
И художник пытается всю потрясающую красоту тонко-материального мира выразить с помощью своей кисти. Вот вам ещё один пример, как можно глазами открытого сердца – не наблюдателя, а участника – видеть реальность.
Н. Рерих.
«Канченджанга»
Ещё раз возвращаясь к теме живописания горных пейзажей, хочется понять, почему эта тема так вдохновляла древних художников? Ответ можно найти в творческом наследии великого русского художника Николая Константиновича Рериха, которого называли «мастером гор», написавшим на пике своей славы и гениальности серию картин «Гималаи».
Художник, увлечённый Востоком, глубоко проникся теми представлениями, которые народы Азии связывают с высочайшими вершинами, обожествляя их, исповедуя сложившийся в седой древности культ гор. Рерих привнёс в созданные им образы веяния нового времени – мечты русских философов-космистов о соборном, едином человечестве. Гора – храм – Вселенная, и Вселенная как храм, храм как гора – в таком глубоком по внутреннему значению кольце замкнулась рериховская идея космоса и человека. Его горные пейзажи – своего рода слагаемые единого, соборного образа Земли – планетарно-величественного и торжественного.
Всё это время мы рассматривали отдельные примеры, как можно видеть сердцем. Закончим высказыванием о пути сердца философа Карлоса Кастанеды:
«…Смотри на всякий путь пристально и внимательно. Испытывай его столько раз, сколько тебе представляется необходимым. Затем задай себе, и только себе, один вопрос… Обладает ли этот путь сердцем? Если да, этот путь хорош; если нет, он бесполезен».
Прислушайтесь к собственному сердцу – радуется оно или печалится – и не ошибётесь в выборе пути.
Литература:
1. Житие и акафист святой праведной блаженной Матроны Московской. – М.: Покровский ставропигиальный женский монастырь, 2004.
2. Фритьоф Капра. Дао физики: исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. — С.-Пб.: ОРИС, 1994.
3. Николай Рерих. Альбом в двух томах. Т. 1. – Самара: Агни; М.: Академия художеств; Цюрих: Кунст Бератунг, 2008.
Подготовила Ольга АЛЁШИНА.