«СВЕТОЗАР» —

                 Родная Школа СЕРДЦА

 

(Окончание. Начало здесь.)

Все классы и зал расписаны детьми, висят любовно оформленные плакаты с глубокими изречениями, например такое:

«Славным воинам Света – любовь и благодарность!

Мы вами гордимся!»

Есть здесь свои библиотека, мастерская, музей, конечно, они небольшие, но они есть. В стеклянной витрине торжественно застыли кубки, завоёванные светозарцами. А в небольшом фойе лежит большой самодельный, красочно оформленный альбом с фотографиями – о славных делах, праздниках и буднях школы «Светозар».

И хочется поскорее узнать, откуда возникло это желание создать свою школу? Наше любопытство удовлетворяет Наталья Владимировна.

 

Всё началось с того, что группа родителей-единомышленников решила организовать собственные детский сад и школу – таким образом создать для своих детей Пространство любви. Создать в том варианте, как они это ощущали.

Благодаря такой мечте появилась Родная Школа-сад «Светозар» — она росла и мужала вместе с детьми, и на первых порах всё развивалось без особых трудностей. Воспитателями и учителями стали родители. Так родительское объединение благополучно миновало период начальных классов.

Коллектив разрастался, ребята переходили в старшие классы, и подключались уже приглашённые преподаватели, которые откликались на саму идею школы «Светозар».

 

Идея – главное…

Н.В.: В основе нашей школы лежат простые родовые отношения – младший слушает старшего, а старший соответствует тому идеалу, на который следует равняться. Отсюда растут все. И уже выстроен такой путь за те 12 лет, которые прошло наше объединение. У нас все малыши стремятся походить на взрослых, на наших старшеклассников, которые, действительно, достойные ребята.

У нас каждый несёт ответственность за какой-то важный участок жизни школы, к примеру за отопление, за дрова. И это очень серьёзно. Моют полы, ухаживают за огородом. В таких условиях ребёнок перестаёт быть инфантильным. Суровая ответственность формирует в них некий стержень. И мы часто проговариваем: «Держи стержень! – за тобой целый род». Ведь у нас не только школа, но и в садик приходят малыши, для которых старшеклассники – пример.

И если кратко перечислить все основные идейные принципы нашего родительского объединения – это:

1. Развивающий подход в образовании.

2. Родовые отношения.

3. Развитие сердца, а не интеллекта, так как если сумеешь вырастить человека-творца – таким образом, покажешь ему кратчайший путь к любым знаниям.

Всё это уже есть в мире педагогики – мы ничего нового не изобретали. И за те годы, что существует наша школа, нами получены, я считаю, убедительные результаты.

И летом проводятся занятия. Сейчас светозарцы
размышляют о новой научной картине мира...
Ведёт беседу Н.В. Вазилюк (крайняя слева)

Развивающий подход в образовании

В «Светозаре» ребята получают знания по всем школьным предметам, вплоть до уроков народной хореографии. А что такое «развивающий подход», это можно проследить на примере преподавания здесь математики, в том числе методом погружения. На таких занятиях вместе встречаются ученики разных классов.

Погружение в теорию происходит две недели. Ребята собираются под началом преподавателя за одним столом, на котором раскладываются все имеющиеся учебники и книги по математике, всевозможные энциклопедии и справочники.

Берётся какая-то тема, например уравнения. В обычной школе уравнения преподаются в разных классах, но в 5-м, 6-м и т.д. вплоть по 11 класс знания даются как бы расчленённо – уравнения линейные, затем идут квадратные, кубические, тригонометрические… А если смотреть, как говорит Н.В. Вазилюк, «с горы», «взглядом орла», все эти уравнения – витки единой спирали. И в ходе общего осмысления все знания о математических уравнениях раскрываются и складываются в систему – отсюда очень быстрое понимание. И если в погружении участвует, допустим, 7-классник, он легко усваивает, «захватывает» и теорию для 8-9-10-11 классов. После погружения – нормальные занятия, когда теоретические навыки закрепляются практическим решением задач и примеров.

Ученики школы «Светозар» обязательно сдают в обычной общеобразовательной школе зачёты и экзамены. Мы предположили, что там к светозарцам предъявляют повышенные требования. Оказалось, так было в самом начале, а сейчас учителя тестирующей их школы уже хорошо знают воспитанников «Светозара» и говорят, что «если бы мои так отвечали, я поставила бы шестёрку». Хотя Наталья Владимировна оценила бы, допустим, ответ данного ученика на четыре.

Развивающий метод заставляет ребят думать и искать свои способы решения поставленной задачи, то есть изначально не даётся готовый алгоритм определения ответа, школьники должны сами его «родить». И делается открытие. А если ты его сделал сам, это прожитое полётное состояние не забудется никогда! Потом открытие сверяется с учебником – и получается, что собственное определение, допустим, круга оказалось более научным, чем его «детское» звучание в учебнике 5 класса.

И тут не выдерживают некоторые дети, назовём их лентяями мысли, – они начинают нервничать: «Дайте мне алгоритм, и я решу задачу!» Так, бывает, что в обычной школе такой ученик – отличник, а в «Светозаре» он сначала скатывается… но со временем встраивается в ситуацию.

Скатывается «до двоек» – не скажешь, так как отметки ребятам не ставятся, и родители уже давно не спрашивают, что получили сын или дочь, у них другие критерии оценки.

 

Н.В.: Учителя обычной школы уже во второй раз мне сказали, что наши дети особенные. В первый раз, в прошлом году, не придала значения, а в этом году уточнила, в чём эта особенность проявляется? Их ответ: у наших ребят есть некая особая духовная стать, выражающаяся в глубине суждений, осознанности действий, ответственности за поступки.

Конечно, приятно это услышать от сторонних людей – ведь я постоянно с ними, погружена в них, вижу и недостатки, от чего ещё необходимо избавляться… Поняла, что мы очень много требуем с них, но я знаю всегда – они у нас молодцы!

 

Родовые отношения

Сын Натальи Вазилюк несколько лет назад закончил «Светозар», успешно поступил во ВГУЭС, но для неё, директора школы, все школьники – родные дети. Да, здесь все родные, и все отвечают за всё. Все как братья-сёстры. За прошедшие годы сложились удивительно тёплые отношения – это действительно большая и дружная семья. Малыши любят старших и во всём стремятся походить на них.

 

Н.В.: Как-то наблюдала такую картину. 6-летняя Настя заявила громко: «Я сегодня не буду учиться. Не хочу!» Вышел в коридор 4-классник Серафим, отвечает: «А я люблю учиться», — и пошёл заниматься. Настя схватила тетрадки и побежала за ним в класс.

Или расскажу другой пример. Старшая Дарина отвечает урок, тут проснулась маленькая Настя – Дарина берёт её к себе, заплетает косички и продолжает отвечать на вопросы. Отсюда у детей закрепляется желание учиться.

Или, допустим, когда занимаются старшеклассники, и малыши подсаживаются к ним, те тут же в тетрадках рисуют прописи начальных классов – вот и малыши заняты, учатся. И всем хорошо.

Всё, что с нами здесь происходит, — мы поняли, всё к нашему благу. Изначально у нас была финансовая возможность – и в школе трудились 17 учителей для 16 ребят. Потом жизнь сама откорректировала этот перекос – количество учителей сильно уменьшилось. Сейчас каждый учитель ведёт минимум три предмета – и хорошо, значит, он универсален и видит «с горы», держит связи этих трёх предметов и тем очень обогащает свои уроки. Вот наш Виктор Владимирович преподаёт географию, историю и литературу.

В прошлую зиму у нас возникли сложности с отоплением, нас Дальэнерго отключило от электропитания. Так, оказалось – это благо для нас. И не надо бодаться с ними – мы с ребятами провели «мозговой штурм»: почему такое случилось?..

 

Возникшие проблемы с отоплением – интересное для дружной семьи единомышленников испытание, и они чувствуют, что пространство, в котором живут и которое осознанно формирует всё происходящее, — живое, и оно им сигналит, что что-то делается не так, учит их, совершенствует, проверяет на прочность.

Наталья Владимировна считает, что в их делах произошёл некий крен – в духовном аспекте, в учёбе достигнуты прекрасные успехи, а материальный аспект жизни просел, надо его подтянуть, и если возникла задача наладить отопление дома-школы, стоит найти и применить современные научно-технические новшества, привлечь новые технологии, ведь давно мечтали жить автономно. Это в том мозговом штурме проговорили сами ребята и сами взялись за поиск выхода из проблемы.

 

Развитие сердца

Н.В.: Мы не ставим перед собой задачу развивать в ребёнке интеллект – это всё приложится, если его сердечко открыто, если в нём проснулся широкий интерес к жизни. И сразу так получается, когда вокруг искренние друзья, ребята живут в любви и благодарности, в лучах чуткого отношения находящихся рядом. Дети всегда всем увлечены. В такой обстановке ценен в учителе один очень простой критерий – педагог должен быть счастливым человеком, который горит своим делом и живёт интересами ребят. У нас и приходящие преподаватели такие же. Вот в эту зиму – очень суровую для «Светозара» — никто из друзей нас не оставил, хотя пришлось временно закрыть наш терем-школу и заниматься в другом месте.

Я считаю, что мы все творим в «потоке», чутко реагируя на живое пространство. Потому что буквально всё, что нас окружает, – живое. Всё обладает сознанием. Мы – клеточки Земли, Космоса, часть единого мыслящего и любящего Организма. Мы работаем на этот Организм, а Он работает на нас. Это основа миропонимания, которое даём детям.

 

             Дорогие друзья!

Приглашаем вас к участию в Проекте «Родные Дети Земли» в качестве ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ, ПОМОЩНИКОВ, ДРУЗЕЙ, ИНВЕСТОРОВ, ПАРТНЁРОВ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ, ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ!

Мы рады всем!

Родная Школа СВЕТОЗАР
                                      
и Родной Детский Сад ждут друзей!

Родная Школа СВЕТОЗАР приглашает старшеклассников-единомышленников на погружения в дисциплины по алгебре, геометрии, химии, биологии, физике (интенсивное эффективное целостное изучение предмета) 

За дополнительной информацией
обращайтесь по телефонам:
8-914-791-0292, 2-710-292, 2-752-669.

Подготовила Ольга АВИЛОВА.