ДАЛЁКАЯ И БЛИЗКАЯ ПОДНЕБЕСНАЯ,

или Пророческое слово о Китае и его соседях

 

«Я учу только тех, чьи сердца горят жаждой знаний; я просвещаю только тех, кого переполняет радость».  

КОНФУЦИЙ. 

«Если Дао господствует на земле, лошади используются для сельскохозяйственных работ. Если же Дао не господствует, людей развозят боевые кони».

ЛАО ЦЗЫ. 

ЕДИНСТВЕННАЯ в мире страна, на которую западная мысль не оказала достаточного влияния, и в то же время единственный крупный регион на земле, где никогда не правил западный человек, — это Китай. Всего несколько веков назад просвещённый Запад с восхищением узнал о чудесах Китайской империи, культивируя моду на всё китайское, превознося чистоту нравственных стремлений императоров, учёных чиновников и простых земледельцев, основанную на заветах Будды, Конфуция и Лао Цзы. Такому возвеличиванию в немалой степени способствовали Вольтер и другие выдающиеся люди того времени. Потом при более близком знакомстве европейцев с жизнью в Китае этот блеск сильно потускнел, а позже вообще возникла угроза «жёлтой опасности», якобы исходящей из Поднебесной. И в наши дни пресловутая «опасность» всё ещё не даёт покоя определённым разрушительным силам, которых очень беспокоит современное бурное развитие экономики Китая и благосостояния трудолюбивого народа этой страны. Запад по-прежнему ненавидит её и боится, потому что Китайская цивилизация продолжает оставаться для него непонятой и странной.

Мы не ставим целью снимать с Китая ореол «таинственности», приписываемый ему историками, а лишь попробуем передать отдельные любопытные сведения, которые удалось почерпнуть из достойных уважения источников и которые определённо сложат в воображении читателя некую цельную мозаику.

 

ОТ НОСТРАДАМУСА…

Когда на остров Сахалин только-только проникло телевидение и постепенно распространилось по его деревням и посёлкам, с экрана прозвучала и хорошо запомнилась15-летней девчонке-островитянке пора-зившая её информация. Мол, Нострадамус в одном из своих катренов предсказал, что на земле наступит Золотой Век, когда на территории, граничащей с островом, своими очертаниями напоминающим рыбу, сольются вместе народы с жёлтым и белым цветом кожи. Конечно же, такой остров – это Сахалин, а рядом с ним Приморский и Хабаровский края, Сибирь с белокожим населением. Ниже по карте – ближайший Китай, Корея, Япония, там люди с жёлтым цветом кожи. Поразившая воображение догадка врезалась в память, и сейчас мы вытаскиваем её, как ещё один стимул к дальнейшим размышлениям о будущем дальневосточной России и Китая.

 

ПОЧЕМУ КИТАЙ?..

Завещания мудрецов, древних китайских философов сформировали характер и культуру китайского народа. Огромное влияние в этом плане принадлежит Кун Цзы, которого Запад привык называть Конфуцием.

Как-то Кун Цзы сказал: «В 15 лет я посвятил себя учению. В 30 лет я твёрдо встал на ноги. В 40 лет перестал страдать от невозможности решить сложные проблемы; в 50 лет я узнал Заветы Неба; в 60 я сам услышал их своим глупым ухом; в 70 я мог следовать волею своего сердца, поскольку то, чего я желал, больше не выходило за рамки тьмы».

Он и его наследие как раз учило китайцев не выходить «за рамки тьмы». На конфуцианстве построена вся жизнь Китая. Главное место Конфуций отводил ценностям простого человеческого счастья, в первую очередь счастливой семьи, где сыновнее почитание родителей возведено в культ.

По той же схеме крепкой семейной традиции построено государство во главе с императором – справедливым и мудрым отцом, любовно заботящимся о своих детях, народе; и народ в сыновнем почтении и послушании склоняется перед своим отцом-правителем.

Ещё европейца поражает принятая в древнем Китае иерархия социальных слоёв населения страны, берущая своё начало с Легендарного периода, когда формировали китайскую цивилизацию Фу Си, создатель восьми знаменитых триграмм; Шень Нун, создатель земледелия; Хуан-ди, создатель письменности; Великий Юй, укротитель наводнений; в этом ряду необходимо упомянуть знаменитую «Книгу Перемен» — основной и исходный пункт рассуждений почти всех философов древнего Китая, в том числе Кун Цзы.

 

РАССМАТРИВАЮ ЧЕРТЫ «КНИГИ ПЕРЕМЕН»
И ПОКАЗЫВАЮ ИХ ЧЖЕН ДУНЦИНУ

(Цю Чен, XII в. н.э.)

В Переменах ясный смысл в образах заложен.

Но никто в одних чертах вскрыть его не сможет.

Кто не знает смысла черт, тот толкует всуе:

Точно он незримый вихрь красками рисует.

 

В иерархической лестнице общества Поднебесной самая ничтожная, презираемая всеми ступень отводилась купцам, по современной терминологии – людям, ведущим свой бизнес и имеющим дело с деньгами. Для сравнения – земледельцы стояли намного выше, сразу же после учёных и чиновников.

Чиновники, служащие при дворе императора и в провинциях, обязаны были получить служебное место согласно своим знаниям, степени учёности. То есть чиновники – они же учёные! При императорском дворе существовала строгая экзаменационная комиссия, которая и оценивала способности конкурсантов, и затем людям, успешно сдавшим экзамены, присваивала чин. Так, в среду высокопоставленных государственных мужей могли пройти и образованные выходцы из бедных слоёв населения. А уничтожение феодализма в своё время покончило с наследственной родовитостью знатных фамилий. Всегда ценился лишь добродетельный человек – по-китайски жень, обладавший рядом нравственных достоинств, в число которых не входили титул древнего рода и толщина кошелька или обширность землевладения.

На знание какого предмета проверялись экзаменующиеся? На знание философского наследия Конфуция. То есть конфуцианство изначально и на протяжении долгих веков культивировало политику Китая.

И ещё одна особенность китайского общества. Согласно традиции, начало которой положили конфуцианские учёные, надлежащее руководство зависело от того, насколько добродетельны были чиновники, а не от существующих законов или органов управления. Теоретически вся ответственность за поведение людей лежала на императоре, в чьи обязанности входило следить за тем, чтобы экономические и общественные условия позволяли людям жить в гармонии и не прибегать к насилию.

Учёные-историки (особенно после падения империи Цинь, когда по приказу Цинь Ши Хуан-ди, первого императора, были уничтожены все исторические литературные памятники, за что его осудили история и народ) вели хроники, куда тщательно вписывали всё, что происходило в империи и за её пределами. Когда китайская история стала фиксироваться, возникла теория, что все события идут по кругу: возникновение, рост и упадок. И, согласно легенде, две основные силы – инь и ян – как единство противоположностей обеспечивали порядок во Вселенной.

В обязанности историка входило так записывать все факты, чтобы читатель мог реально понять причины роста и упадка. В идеале каждое историческое событие служило иллюстрацией того или иного морального принципа.

 

АГОНИЯ ССЫЛКИ

(из письма Ли Линя Цзы Циню, II—I вв. до н.э.)

Ли Линь, генерал династии Хань, потерпел поражение от ханну, он сдался вместо того, чтобы покончить с собой. Обесчещенный, он окончил свою жизнь среди варваров.

«… Рождённый в атмосфере утончённости и справедливости, я попал в атмосферу вульгарности и невежества. Я отдал свои обязательства перед монархом и семьёй за жизнь среди варварских орд; и теперь дети варваров будут продолжать линию моих предков. И всё же мои заслуги были велики, а вина незначительна. Меня не выслушали со всей справедливостью; и когда я думаю об этом, я задаю себе вопрос, к какому концу я пришёл. Я мог бы одним ударом ножа оправдаться во всех своих грехах; моё перерезанное горло несло бы свидетельство моей решимости; и между мной и моей страной всё было бы закончено. Однако самоубийство не принесло бы мне пользы: оно бы лишь добавило мне стыда. Поэтому я предпочёл жизнь и оскорбление. Не было желающих неверно истолковать моё отношение как смирение и призвать меня избрать более благородный путь; они не знают, что радости чужой земли только усиливают печаль».

В хроники вносились как добрые дела сильных мира сего, так и ошибки и злодеяния – в назидание будущим правителям, которые, придя к власти, в дальнейшем будут держать ответ перед Повелителем Небес и потомками.

 

ВЫБОР НЕБЕС

(по Бань Бяо, 3—54 гг. н.э.)

«… Чтобы человек получил от Бога благословение на управление, он должен обладать не только добродетелью, блистательной мудростью и очевидной высотой духа, он должен ещё унаследовать от родителей выдающиеся заслуги и давно заслуженное расположение. Только тогда он может с чистым сердцем общаться с высшим разумом и распространять свою милость на всех живущих. Тогда боги и духи даруют ему счастливую судьбу, и все люди придут под его управление. Никогда не было случая, чтобы человек, чьи предки во многих поколениях прожили без признаков его будущей судьбы или без записи их заслуг и добродетелей, смог бы подняться до значительных высот. Люди видят, что Гао Цзы (первый правитель династии Хань) поднялся из простых людей, и они не понимают причину такого возвышения. Они верят, что поскольку это произошло во время смуты и насилия, он смог крепко держать свой меч, постольку странствующие теоретики сравнивают империю с охотой на оленя, где удача ждёт самого быстрого и везучего. Они не понимают, что эта священная чаша, управление империей, передаётся в соответствии с судьбой и не может быть завоёвана силой или умением. О, Небо, именно поэтому так много министров, восставших против своих правителей, и сыновей, восставших против своих отцов! Чтобы так ошибаться, надо не только не видеть предначертания Небес, но и быть совершенно несведущим в человеческих делах».

Конфуцианство указывало китайскому народу Путь в Великое Общество, хотя Лао Цзы также поведал о своём Пути-Дао, но в ментальности китайцев его глубочайший мистицизм и созерцательность несколько уступили земной очевидности учения Кун Цзы.

 

ВЕЛИКОЕ ОБЩЕСТВО

(из «Книги обрядов»)

«Когда Великий Путь поглощает мир, мир принадлежит всем его членам. Управление – в руках добродетельных и способных, а люди поддерживают дружеские и тесные отношения друг с другом. Человек любит не только своих собственных родителей и детей, но и родителей и детей других людей тоже. О престарелых заботятся; здоровые и сильные имеют работу, а молодых воспитывают должным образом. Вдовы и вдовцы, сироты и неизлечимо больные и инвалиды – все они в равной степени материально обеспечены. У всех мужчин есть жёны, а у всех женщин – мужья. Рассматривая товары как недостойные и не имеющие цены, люди не делают из них источника дохода. Рассматривая свои способности как не принадлежащие им, они используют их во благо других. Не возникает заговоров против власти; нет ни воровства, ни грабежей. Не надо закрывать двери дома ни днём, ни ночью. Это и есть Великое общество».

Чтобы чиновники беспристрастно принимали свои решения, правительство запретило им служить в родных краях. Такая практика вынужденной ссылки заставляла служащих, большинство из которых были поэтами, получившими должности благодаря прекрасному знанию древнекитайских текстов, расставаться со своими семьями и друзьями. Многие чиновники, занимая официальную должность, продолжали писать стихи.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ДЕРЕВНЮ

(Тао Юаньмин, 365—427 гг.)

В молодости я не был похож на других,

Всем своим существом я любил горы.

Из-за собственной ошибки я попал в сети зла

И так провёл целых тридцать лет.

Но птицы, посаженные в клетки, стремятся в родные леса;

Рыбы, которые живут в пруду, стремятся вернуться в родную реку.

Я снова открыл для себя заброшенный уголок земли на юге

И вернулся к садам и полям.

Родной уголок земли в десять акров,

Соломенная хижина в восемь-девять комнат,

Ивы и вязы бросают тень на заднюю стену дома,

А груши и сливы выстроились в ряд прямо перед главной комнатой.

 

НА СЕВЕРЕ СРЕДИ ЗЕЛЁНЫХ ВИНОГРАДНИКОВ

(Ли Шаньинь, 813—858 гг.)

Там, где солнце зашло за западные горы,

Я ищу монаха в маленькой соломенной хижине,

Но нахожу только опавшие листья,

И я возвращаюсь среди холодных облаков.

Я слышу звук гонга на закате

И всей тяжестью опираюсь на палку…

Как в этом мире, в этом вихре вечности может быть место для страстей человеческих?

 

ЛЮБОВАНИЕ ПИОНАМИ В ХРАМЕ УДАЧИ

(Су Ши, 1036—1101 гг.)

В старости я украшаю себя цветами, но не смущайтесь –

Это цветы должны смущаться, что они украшают голову старика.

На цыпочках иду я вдоль дома, и, должно быть, все смеются надо мной,

Потому что вдоль дороги в половине домов раздвинуты шторы.

 

ПРИЮТ БУДДИСТА ЗА СТЕНАМИ ХРАМА
У РАЗРУШЕННОЙ СТЕНЫ

(Чжан Цин, около 427 г.)

Прозрачным утром, возле старого храма,

Где первые лучи солнца касаются верхушек деревьев,

Вилась моя тропа через едва заметное ущелье,

Заросшее травой и цветами, и шла она к приюту буддистов.

Здесь в горном свете оживают птицы,

А ум человека находит покой на берегу пруда,

И там стихают все звуки,

Когда бьёт колокол в храме.

Добавим к сказанному, что на территории Китая сошлись три Мировых Учения, в основе которых ярко выражены идеалы самосовершенствования человека, — это буддизм, даосизм и конфуцианство.

Конфуцианец, буддист и даос обсуждают
три возможных направления развития

 

…И ДО УЧИТЕЛЕЙ МУДРОСТИ

Пророческое четверостишие Нострадамуса, суть которого приведена вначале, удивительным образом подтвердилось «Наставлением 111» Великого Учителя Иллариона. Что мы знаем о Нём? Один из Великих Учителей человечества из Сокровенной Гималайской Обители Мудрецов. Он передал спасительные знания землянам через сотрудников Общества «Храм человечества», основанного по Его Указанию в 1898 году в Калифорнии, США.

Храм человечества не имел отношения к какой-либо религии. Его членами были люди самых разных вероисповеданий, национальностей и общественного положения. По замыслу Учителей, главная цель Общества – реализация духовных истин, данных человечеству Мудрецами, Великими Махатмами Востока, на протяжении веков. Люди, следуя этим законам Любви, Красоты, Знания, превратят многострадальную землю в Храм.

 

О чём мы узнаём из Наставления 111 «Человеческая раса» в книгах «Учение Храма»? О возникновении мифических Рас землян и дальнейшей их трансформации вплоть до нарождающейся ныне Шестой Расы.

Первая, ясно-сияющая лунно-окрашенная, Раса людей обитала на неизъяснимо прекрасном полярном континенте – который в исторических хрониках зовётся Гипербореей, Землёй Благословенных. Это были Бесполые Боги, а их ближайшие потомки стали созданиями Воли и Йоги.

Затем субстанция, образовавшая тела Первой Расы, начала уплотняться. Бесполые со временем стали двуполыми, и функции зачатия и рождения сделались такими же обычными, как и теперь.

Приблизительно в то же время на поверхности вод появился другой континент. Установились иные атмосферные и магнитные условия, и в конце Четвёртого Круга нынешнего Манвантарного Вселенского Цикла многие из двуполых потомков предыдущих Рас, переселившихся на новый континент, значительно изменились.

Их «кожные покровы» приняли жёлтый оттенок, а духовная чистота и красота выродились. Затем произошло падение Расы в тяжкий грех, и началось великое разделение между семьями, племенами и родами. Одна из подрас впала в тяжкий физический грех и стала чёрной, другая – красной, и третья – коричневой.

Но одна из подрас устояла перед этим, соблазнившим всех, грехом и осталась на изначально созданном континенте, веками сохраняя свой первоначальный цвет. Это были предки нынешней китайской расы.

Потомки же Белой Расы, ныне живущие на земле и проходящие инкарнации через чёрную, красную, коричневую расы и низшие подрасы жёлтой расы, должны будут смешаться с высшими подрасами жёлтой расы, чтобы вновь достичь того высокого состояния, из которого произошло падение всего человечества.

Поэтому предубеждение против заключения браков между представителями обеих рас, белой и жёлтой, со временем постепенно отомрёт, и по окончании другого короткого цикла первые дети первой подрасы Шестой, следующей за нашей Пятой, Расы родятся от смешанных браков между вышеупомянутыми прародителями Новой Расы. Такие дети появляются уже сейчас в белой и жёлтой расах.

Красная, коричневая и чёрная расы постепенно исчезнут с лица земли, и в последние дни Шестого Века и в начале Седьмого обновлённая планета будет заселена одной старо-новой, лунно-окрашенной Расой, Расой самосознания – Богоподобными существами, более великими, нежели Первая Раса. Первая была лишена Высшего Разума, самосознания своей собственной божественности, а значит бессмертия.

Необходимо усвоить тот факт, что те же индивидуальности, которые воплощались в Первой Расе, будут воплощающимися и в Седьмой, и они же прошли и продолжают проходить через все промежуточные Расы нынешней Манвантары.

Также надо твёрдо знать и другое. Самые совершенные типы мужчин и женщин существующих ныне белой и китайской рас не могут создать родителей Седьмой Расы. В лучшем случае, дети, рождённые в наши дни от смешанных браков между членами этих рас, на четыре ступени отстоят от той чистой «линии», от которой произойдут дети Новой Расы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия, в частности Приморский и Хабаровский края, граничит с Китаем, и российские граждане свободно посещают Поднебесную, многие наши соотечественники находят там для себя работу и, что показательно, не собираются возвращаться. У нас также китайцы живут и трудятся. И смешанные браки – уже не редкость. Поэтому, вспоминая мудрую истину: «Человек предполагает, а Бог располагает», думаем, не стоит глупо повторять замшелую фразу о «жёлтой опасности», а стараться лучше узнать нашего великого своей древней историей и культурой соседа по Дальнему Востоку.

Мы рано или поздно, но придём к предначертанному будущему, и образ поведения – и у себя в России, и за границей – будем вынуждены создать достойный китайского понятия «жень» — добродетельный человек. Конфуций так отвечал на вопрос о добродетели:

«Тот, кто может на деле проявлять все пять великих качеств, может считаться добродетельным. Это вежливость, свобода, вера, усердие, снисходительность. Тот, кто вежлив, того не презирают; тот, кто свободен; тот завоёвывает массы; тот, кто истинно верует, тому доверяют люди; тот, кто усерден, добивается успеха во всех своих начинаниях; тот, кто снисходителен, тому с радостью служат люди».

А когда добродетельного человека окружают добродетельные люди – разве так уж важно, какого цвета у них «кожные покровы»?..

 

Литература:

1. Фицджеральд Ч.П. История Китая. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. — 460 с.

2. И-Цзин: древняя китайская «Книга Перемен». — М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999. — 560 с.

3. Учение Храма. — М.: Международный Центр Рерихов, 2003, 2-е изд. Ч. 1. — 416 с.

Подготовила Серафима АЛЁШИНА.