№6''2011
МИРЫ ЧЮРЛЁНИСА, часть 1
Гражданин Вселенной
КАК-ТО у нас произошла беседа с юными сотрудницами молодёжной организации г. Владивостока; тут неожиданно выяснилось, что девушкам не знакомо творчество Чюрлёниса, и вообще это имя им ничего не говорит. Оставалось только в изумлении развести руками. Поэтому очень обрадовало известие, что 2011 год ЮНЕСКО провозгласило Годом Микалоюса Константинаса Чюрлёниса, художника, композитора, гражданина Вселенной.
Конечно, его как композитора знают мало – всемирная известность пришла к Чюрлёнису через картины, утончённо-загадочные, притягательные своим особым символическим звучанием.
Посетителям его первых персональных выставок сложно было понять космический язык полотен художника, который творил, по большому счёту, для будущих поколений, прорываясь сквозь настоящее к новому мышлению обновлённых духовных людей.
Картины Чюрлёниса космичны по своей природе и говорят со зрителем языком невидимого Тонкого Мира, поэтому этот особый язык надо научиться понимать, чутко прислушиваясь к своим внутренним ощущениям.
Кстати, сам Микалоюс Константинас не любил объяснять, что же им изображено, такие вопросы вызывали даже досаду – ведь само искусство выражает то, что невозможно выразить словами. Слова обедняют восприятие. Это как в квантовой физике или древней философии Востока – открытия там передаются либо математическим языком формул, либо затемнёнными образами многочисленных божеств с их качествами. Обычно на вопросы мастер отвечал: «Долг художника – создать произведение, а долг зрителя – понять его». И уходил…
Рассматривая серию картин Чурлёниса, обратили внимание на его «Сонату звёзд. Аллегро». Тут же пошла ассоциация с так называемыми «кротовыми норами» в Космосе, открытыми в астрофизике относительно недавно.
А что если взглянуть через это полотно на творчество М.К. Чюрлёниса, взяв на вооружение поразительные открытия квантовой теории, теории атома? Недаром сейчас астрофизики воспринимают Метагалактику как единый квантовый объект, и «кротовые норы» проявились благодаря квантовой физике, и уже выдвигаются стройные научные гипотезы, с позиций квантово-полевой теории объясняющие происхождение «тёмной энергии» в Космосе.
…С позиций квантовой теории
Отцом квантовой космологии можно считать бельгийского астронома и математика Джорджа Леметра, кстати, католического аббата. Вспомним и других мыслителей, отстаивавших идею одушевлённости материи и всеединства Вселенной, — это Джордано Бруно, Исаак Ньютон, Николай Кузанский, наш соотечественник Павел Флоренский.
Н. Кузанский около 1440 г. сформулировал космологический принцип, в котором предвосхитил современное представление о Метагалактике: «Вселенная – это шар, центр которого находится везде, а граница – нигде».
Сейчас, когда физики проникли наиболее в глубь материи, возникли представления о кварках как первичных структурах первовещества. Но кварки, из которых формируются протоны и нейтроны, составляющие атомные ядра, скорее относятся к силам, чем к веществу, как мы его обычно представляем. Масса этих бесконечно малых элементарных частиц эквивалентна энергии, являясь одной из форм энергии. Отсюда можно говорить об энергийности всей видимой материи, как и невидимой тоже.
Далее. Обмен энергией между элементарными частицами, открытыми современной физикой, осуществляется с помощью фотонов, безмассовых частиц. А глюоны, безмассовые элементарные частицы, учитывая сильные воздействия, «склеивают» из протонов и нейтронов атомные ядра.
М. Чюрлёнис. «Соната звёзд. Аллегро». 1908
Поэтому, благодаря открытиям квантовой теории, наконец, приходится признать в нашем Мире господство невещественных форм материи и то, что «вода», над которой носился Дух Божий, как говорится в Библии, — это, похоже, кварк-глюонная плазма, именно из неё постепенно сформировалось видимое Мироздание.
Планеты, звёзды, галактики – видимые космические объекты – представляют собой некие «сгущения» первородного плазменного вещества, и они как бы «плавают» в этой кварк-глюонной плазме. Одни исчезают, растворяясь в ней, другие вновь постепенно доводятся до «загустения», становятся видимыми физическому зрению наблюдателя.
Грандиознейшая картина! Картина нового научного взгляда на Природу, Космос и Человека.
Такие картины открывались внутреннему видению Чюрлёниса, и художник переносил их на полотно. Кажется, он сам ждал, чтобы кто-то из зрителей объяснил ему, автору, что же все эти необычные формы, цвета и их сочетания означают. О чём он напророчествовал?..
Тогда лишь интуиция отдельных зрителей откликалась – да! Это поразительно, и это верно, хотя и непонятно рациональному рассудку. И в это хочется всматриваться, входя в картину, превращаясь из созерцателя в соучастника космического Действа, разворачивающегося перед глазами.
Как видим, в наш век объяснить Миры Чюрлёниса возможно с позиций квантовой теории. Спросите учёного-астрофизика, можно ли описать современное состояние Метагалактики без использования законов квантовой физики? Ответ будет однозначный – нельзя!..
Что думают мистики?
Считаем, современный культурный человек, даже если он далёк от физики как науки, вполне может овладеть представлением о первовеществе, опираясь на основные законы квантовой теории, которые удивительным образом подтверждаются мистическими откровениями мудрецов Востока. Например, о единстве всего сущего в Мире:
«Входя в чистейшее самадхи, обретаешь проницательнейшее прозрение, позволяющее осознать абсолютное единство Вселенной».
Асвагоша.
О единстве противоположностей и проявлении внутренне присущей всем вещам склонности изменяться:
Будь согнутым, и ты останешься прямым.
Будь незаполненным, и ты останешься полным.
Будь изношенным, и ты останешься новым.
Лао-цзы.
Представления, что каждая частица содержит в себе всё остальное (потому информация обладает свойством распространяться мгновенно), характерны не только для квантовой физики, но и для восточной и даже западной мистической философии:
В песчинке целый мир найти,
И небеса – в цветке лесном,
В ладони космос уместить,
И век – в мгновении одном.
Уильям Блейк.
Новый вестник!..
Уже не раз нам попадалось в разных местах определение
М.К. Чюрлёниса – он новый. Он – вестник. Вестник Нового Мира. Его внутреннему зрению Космический Демиург открыл тайны Мироздания в зримых образах, которые художник передавал уже остальному человечеству.
Картины Миколаюса Чюрлёниса – словно сказочный клубок ниток, когда ты, потянув за конец путеводной нити, движешься к расшифровке космической тайны, используя все возможные коды, уже открытые людям, — научные, теологические, философские.
Ещё один код хранится в воспоминаниях Валерии Чюрлёните-Каружене, сестры художника. Она говорила: в произведениях её брата содержится то непознанное, невидимое, что существует и что предстоит открыть и осознать в будущем.
М. Чюрлёнис. «Цветы». 1907-1908
Мастер был глубоко образован в философии, любил древнегреческую, индийскую мудрость, изучал теософию, труды европейских философов XIX века и многое другое. В нём находили отклик древнее благочестие, древнее уважение ко всему живому перед ликом великой Истины. Этим жил Микалоюс Чюрлёнис, формируя в себе мир чистых мыслей, чувств, бескорыстия.
Он – чистый сосуд, в который Божественный Творец влил новое «вино» — космическую информацию. Не потому ли космос его работ так зовущ, прекрасен, благостен! И ясно понимаешь, что он Весть Истины принёс – в отличие от уродливых и жестоких фантазий так называемого современного искусства. Мир его «сонат» Солнца, Весны, Звёзд, его циклов «Сотворение мира», «Знаки зодиака» — Прекрасен и весь звучит торжеством величественной Музыки сфер.
Чтобы понять Мир, чтобы Космос открыл свои тайны, как Он открывается мистикам Востока, погружающимся в самадхи, необходимо стать новым. Постараться увидеть всё окружающее будто бы впервые. Затрепетать сердцем перед Беспредельной громадой сотворённого Мира. И осознать – Мир есть вечное открытие! Его бесконечно можно открывать всеми существующими средствами, в том числе прислушиваясь к другим поисковикам, к результатам их поисков. Так границы Мироздания неизмеримо расширятся, как и ваши сердце и сознание.
И вам тоже захочется стать «чистым сосудом» для Божественного Творца, чтобы Он смог влить в вас новое «вино»-информацию, которую вы постарались бы передать остальным людям, и чтобы они вас непременно поняли…
P.S. В будущей второй части размышлений о Мирах Чюрлёниса хотелось бы раскрыть смысл его картины «Истина», опираясь на научные открытия Кирлиан-исследований.
Литература
1. Цесюлевич Л. Ключи к творчеству М.К. Чюрлёниса. / Восход, №9. 2011. – Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество.
2. Капра Ф. Дао физики. – С.-Пб.: ОРИС. 1994.
3. Малов И.Ф. «Метагалактика как единый квантовый объект». / Светоград, №1. 2008. – Владивосток.
4. Ровинский Р.Е. «Мировоззренческий кризис в науке». 2011.