...По законам вселенской гармонии

 

Новая встреча с АЛИСОЙ ИЗ ЗАЗЕРКАЛЬЯ 

Незнайка подозрительно посмотрел на старичка:

— Вы, может быть, скажете ещё, что вы волшебник и есть?

— Да, я волшебник и есть.

                                             Н. НОСОВ. «Незнайка в Солнечном Городе».

 

В СЕРЕДИНЕ марта с.г. в Доме-музее семьи Сухановых царила весёлая сказка. Хозяйка костюмированного детского праздника девочка Алиса из Зазеркалья принимала гостей. И по комнатам музея сновали хорошо знакомые с детских лет Белый Кролик, Кот со своей загадочной улыбкой, Белая и Чёрная Королевы, Шляпа, всех и не перечислить… А со стен на эту весёлую кутерьму смотрели разные-разные Алисы с детских рисунков.

В гостях у Алисы ученики ДХШ №1

Алиса — Лиза Ильченко, 10 лет

Алиса из книги Льюиса Кэрролла – все поколения всех стран мира помнят историю, из ряда вон выходящую, про эту девочку из Страны Чудес. А теперь чудеса ожили. Это погрузились в Страну Чудес, в Зазеркалье ученики Детской художественной школы №1 г. Владивостока, когда их преподаватель Вера Алексеевна Журмилова предложила им в начале третьей четверти побывать в роли иллюстраторов какой-нибудь книги. Вопрос не вставал – какой? Конечно, про любопытную Алису, побежавшую за Белым Кроликом узнать, куда он так торопится… С этого всё и началось!..

Вера Алексеевна постаралась показать ребятам много всевозможных вариантов образов странных героев книги Л. Кэрролла, и оказалось, кто только из художников всего мира ни обращался к работе над иллюстрированием её. Даже, и это стало открытием, Сальвадор Дали! В этом тексте, на первый взгляд, всё шиворот-навыворот, и здесь есть, где разгуляться творческому воображению.

Ребята трудились с воодушевлением, чем дальше – тем больше увлекаясь. Каждый видел свою Алису и изображал образы девочки и её окружения на свой манер. Поэтому и выставка рисунков получилась весьма любопытной. Каждая художественная работа заставляла посетителя остановиться возле неё, округлить глаза, задуматься, а потом искать среди снующих ребят автора, чтобы спросить, что он этим сюжетом хотел сказать…

Рассматривать такие рисунки – истинное наслаждение. И вспоминается высшая математика с её свободными способами решения задач, когда можно отвлечься от нашего трёхмерного мира и строить в воображении мир какой угодно многомерности. А здесь авторы не только строили в уме чудаковатый мир Алисы, но и проектировали его на бумаге яркими красками, так что зрители тоже имели возможность поблуждать по лабиринтам Зазеркалья, пообщаться с умно рассуждающими Гусеницей, Грифоном, Деликатесом…

 Рисунок Маши Мошенко, 15 лет (ДХШ №1)

…Вера Алексеевна перед тем, как предложить ребятам тему Алисы, побаивалась – постигнут ли юные художники глубину философии книги Кэрролла. Она давно вынашивала в себе эту идею, но тут само время подсказало – надо действовать, так как в этом году исполняется 140 лет со дня выхода в свет «Алисы в Зазеркалье». И вообще вся ДХШ №1 включилась в иллюстрирование этой книги.

Каждый участник этого увлекательного творческого действа хотел сказать Алисе что-то своё – отсюда и радость новых неожиданных открытий, отсюда столько разных Алис, Кроликов и других персонажей. Все они, этого не надо забывать, герои иллюстраций книги, и они все без исключения войдут в одну книгу об Алисе – книга эта будет храниться в родной школе, и её смогут листать все участники нынешней художественно-костюмированной выставки.

 

— Вера Алексеевна, — спросила я, — как вы думаете, в этом вашем творческом действе победило добро или зло? — ведь вы показывали ребятам разные образы Алисы, а некоторые режиссёры и художники представляли её иногда в жутком виде, как например, в пришедшем к нам из Европы фильме…

— Как-то давно меня одна девочка спросила, когда узнала, что я работаю в школе: «А чему вы там учите?» Конечно, мне нужно было дать ёмкий ответ, и я сказала: «Мы учим видеть прекрасное». Она посмотрела на меня: «В ужасном?» — «В обыкновенном». Ведь во всём можно увидеть чудо – в самом обыденном, если захочешь, можешь увидеть необыкновенное. От самого человека всё зависит – чистый взгляд и в безобразном сможет разглядеть прекрасное.

Верно. И тогда точно безобразное исчезнет, а красота восторжествует. Вот это и есть ВОЛШЕБСТВО, и каждый, кто научится безобразное переплавлять – в мыслях и делах – в прекрасное, тот самый настоящий добрый волшебник! И Ричард Бах в «Иллюзиях» утверждает: «Если у тебя есть воображение вот с это кунжутное семечко… для тебя нет ничего невозможного».

 

Мы попросили Елену Евграфовну ЗАПОРОЖЕЦ, директора Дома-музея семьи Сухановых, поделиться своими впечатлениями от сказочной атмосферы и выставки детских рисунков в стенах её музея:

— Эта игра в Алису… она заставила каждого, и взрослого и ребят, по-своему выйти за границы обычного мира. Видимо, в этом и сила воздействия, и незабываемость книги Льюиса Кэрролла. А наши дети – удивительные, гениальные. Этот выход за пределы привычных рамок реального, делание чего-то абсолютно нового, необычного – ребята так легко справились с очень сложной задачей, поставленной перед ними их талантливым педагогом.

Вера Алексеевна Журмилова – педагог-новатор, она в работе с детьми тонко чувствует, что и кому из юных художников надо подсказать, а где промолчать… Она выбрала особенную тему, и главное, как дети играли в ней! – они вместе с педагогом играли, посмотрев не прямо в зеркальное отражение нашей обыденной жизни, а заглянув за это отражение, в зазеркалье. А чтобы учить этому, нужно обладать педагогическим чутьём и профессиональным правом. Этими качествами обладает Вера Алексеевна, тому доказательство – успех выставки. Только рядом с такими неуспокоенными преподавателями могут вырасти нормальные творческие личности.

 

А нам остаётся пожелать новых творческих побед всем юным художникам, их замечательным педагогам и директору ДХШ №1 Ирине Леонидовне Косач, усилиями и улыбчивостью которой сохраняется творческая аура школы.

Серафима АЛЁШИНА.