Выдержки. Часть 7

Из «Записей» Е.И. Рерих

Послы Мои, идите как на гору Завета. Полон мир сотрясений – именно, час Провозвестия. … Правда, Космос сходит на Землю однажды в столетие. Облекитесь в сознание необычного. Где же подобное Посольство?

4 мая 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 11)

 

Рука Моя занята клеветою, которая гнездится в Лонд[оне], в Скотл[анд]-Ярде.

5 мая 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 12)

 

… Ваша связь с Братством устрашает А[нглию], ибо вы проповедуете то, чем жив мир. …

9 мая 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 12)

 

… Тяжко будет в Т[ибете]. …

… В Лхасе дел выше головы. … По пути сейте больше слухов. Сперва доезжайте до Шибочена. Шарагол неудачен как стоянка.

11 мая 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 13-14)

 

… Учитель находит необходимым ускорить переход через китайскую дорогу. Явление усугубляется событиями в Китае. Учитель признаёт полезным не стоять близко от реки (Шарагол. – О.А.).

15 мая 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 15)

 

… Утверждаю не уставать и не раздражаться. Можете идти с любой медленностью. Пусть птицы слухов опережают вас. …

… Советую меньше говорить о М[оскве] и об А[нглии]. Две темы полезны: Шт[аты] А[зии] и Учение Жизни (Учение Живой Этики. – О.А.). …

21 мая 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 15)

 

… В случае обвинения в советск[ой] службе можете требовать привлечения клеветников. …

… По всему свету твердят о вас.

23 мая 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 16-17)

 

… Успейте попасть в Лх[асу] до двадцать первого сент[ября]. … Китайские руки уже кончились, ибо область Кукунора уже Тиб[ет]. Явление утверждения Посольства устранит многое. …

— Когда одеть моё покрывало? – Около Лх[асы]. Здесь даже не умеют читать.

24 мая 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 17)

 

… Уявление Моих пророчеств также необходимо. Ярко надо утверждать о соединении народов Азии. … Учитель понимает общину гимал[айскую] как терафим для будущего. Учитель утверждает служение на пути. Позовите здешних лам. …

29 мая 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 21)

 

Рука Моя лежит на документе вашего пути. … Ярко светит линия около сердца А[зии].

3 июня 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 25)

 

… Можно перейти на Шарагол, но долго неудачно там быть. Учитель может подать весть в минуту спешности.

4 июня 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 25)

 

… Завтра скажу написать Д[алай-]Л[аме] о вашем приближении.

27 июня 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 43)

 

Д[алай-]Л[аме] написано и сообщено, и события приобретают необычайный оригинальный характер. Тактика adversa имеет преимущество, и потому можно провести покойный месяц… Правильно сберечь силы и явить радость, избежав сумятицу мира. …

28 июня 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 44)

 

Тактика adversa предусматривает, чтоб колокола человеческие не молчали. … Подобно пусть факелы клеветы освещают путь неуклонного подвига.

Называя Наших послов шарлатанами, люди выдают им своё свидетельство необычности. … Не столько подлость, сколько грубость восприятий делает массу человечества непригодным материалом. … Потому определим клевету как факелы дикарей. Но в ночных переходах всякий огонь полезен.

30 июня 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 46-47)

 

Утверждайте, как своё строение, Учение Наше. Дыхание преобразований пусть наполнит всё ваше существо. Смысл Общины в едином помысле о развитии мира. …

8 июля 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 55)

 

Каждый народ оповещаем лишь один раз. Посольство бывает лишь один раз в столетие – это закон Архатов. …

12 июля 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 61)

 

… Притом накопления вашего духа достаточны, чтоб служить при разных состояниях материи. Ур[усвати] – дательница света духа и дальних миров. А[-Ла]л-М[инг] – держатель А[зии] и справедливости. У[драя] – просветитель Востока. Л[юмоу] – единитель Востока и Запада. …

… Одобряю мысль пригласить ламу Минг[юра]. … Одобряю несение ам[ериканского] флага после границы [Тибета].

20 июля 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 71)

 

…вы работаете на Союз А[зии], и последствия всего, что лежит западнее Урала, вас не интересует. Нужно очень запомнить это построение. Таким путём ваше построение неожиданно вонзается в мировую политику. Призыв к мирному кооперативному союзу явится для милитаризма поражением. …

Сооружение субургана* утверждает легенду, и тем оно полезно. Учитель рад.

24 июля 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 76-77)

 

*(О.А. – Субурган Шамбалы сооружён в долине р. Шарагол участниками ЦАЭ и освящён старшим ламой Цайдама.)*

 

… Считаю, Лх[аса] знает о вашем приближении. Можно скоро собираться.

25 июля 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 78)

 

… Укажите в списке Посольства – Великий Посол Западных буддистов. Ур[усвати] – представительница женских Общин Западных буддистов. У[драя] – учёный доктор великих наук буддизма и санскрита, учёный секретарь Посольства. Доктор – учёный врач и знаток Западной тантры. Порт[нягин] – заведующий транспортом. …

27 июля 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 80)

 

… Советую Ф[уяме] начать проявлять важность сообразно Моему титулу.

28 июля 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 81)

 

Нужно Ф[уяме] быть готовым к бешеным битвам и тройной работе. Первая – А[зия], вторая – картины для накопления средств и принесения Нам. Нужен «Сергий», «Потала» и ещё несколько нужных Нашему Музею. Третья – упорядочение указанных людей. На срок двадцать восьмого года падает работа десяти лет. …

3 августа 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 89)

 

… В последний раз обернёмся на М[оскву], на историческое событие ультиматума Нашего. Эта вековая традиция предупреждения человечества производится с полным благожеланием, в этом основное условие, иначе речь посла не будет искренна и убедительна. … А-Лал-Минг передал Наш Указ справедливо. Хвалю всех, кто поддержал Нашего посла однородными помыслами. …

…впереди Цайдам, и нужно хранить каждую силу.

4 августа 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 89-91)

 

Торжественно разрешаю оповестить всех, что Наш летательный аппарат* известил Таши-Ламу о вашем приходе и о необходимости иметь для Монг[олии] особого гегена. Все видели (аппарат). Конечно, вы это знаете от Шамбалы. …

… Я веду сейчас крупное сражение, и ваше имя часто упоминается. Считаю, удастся расширение Плана… …и Союз А[зии] получает лучшее значение с Гим[алаями]. Место Зв[енигорода] вполне охранено. …

— Какой энергией двигался аппарат? – Аппарат движется смешанной А-энергией.

Мне так больно, что я не видела. – Нечего видеть, очень высоко, просто как белый камень.

Какой формы? – Шар, несколько удлинённый.

Где спускается такой аппарат? – Ночью в горах.

— Кто был в этом аппарате? – Д[жул] К[ул], одет как простой лама.

5 августа 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 91-93)

 

*(О.А. – Из записей Н.К. Рериха «Алтай – Гималаи» (стр. 274): «Пятое августа. Нечто очень замечательное. В десять с половиной утра над станом при чистом синем небе пролетел ярко-белый, сверкающий на солнце шаровидный аппарат. Семеро из лагеря наблюдали это необыкновенное явление. Направление – с северо-востока на юг. Энергия А. Брат Д.К. Замечательно!»)*

 

… Шамбала делается девизом вашего дома. Считаю, имя Шамбалы станет цементом пространства, может стать тем ковром, по которому могут проходить явления Наши. Кто-то берёт на себя предтечество Шамбалы, так бывает при каждом мировом явлении.

6 августа 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 94)

 

… Наше правило выступать с восходом, вы идёте в Т[ибет], и хранение буддийских обычаев украсит ваш путь. Вы буддисты Запада, и вам надлежит поднять знамя Востока. … Духовное указание на весь поход передаю Ур[усвати]. Водительство действием даю А-Л[ал-]
М[ингу], следуйте за ним. Грозно проходите, помня все указы семилетия.

17 августа 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 107)

 

Если хотите дойти до Лх[асы], должны выполнить Мои Указы. …называть себя западными буддистами. Через семь дней везти распущенное знамя.

24 августа 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 109)

 

«Учитель, Учитель, Учитель, какое внимание А[нглии]!» Уже знаете о внимании Скотланд-Ярда. Когда говорю о новых прозвищах Ф[уямы], конечно, имею в виду целые правительства. Явление ваше расценивается очень высоко. Ущемление умножено, груз Ф[уямы] утяжелён. Вы должны радоваться действительному необычному положению во имя Братства. …

… Приближение к Нашей области, конечно, окрыляет центры, но нужно сурово сдерживать пламенный дух. Перед нами не задача феномена, но внесение подвига жизни. …

… Явление Посольства вашего будет небывалым событием. Католический мир выйдет на бой, ибо вы выводите Христа из темницы. …

26 августа 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 111-112)

 

Учитывайте каждое приближение к Нам. …

… Теперь нужно многим повторять имя Майтрейи. В Тиб[ете] каждый из вас будет иметь Шамбалы образ. Также при входе в дом будет изображение Шамбалы. Это будет признак дома.

… Утверждаю и радуюсь руке Будды, которая над вами. Христос желает вам найти рукопись в Тиб[ете]. Хр[истос] являет любовь искателям. Я Сам слежу на Башне.

28 августа 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 114)

 

Именно, увидели Тибетские горы. Именно, примите их умиленно как границу Нашу. … Одна забота ваша – прийти в Лх[асу]. …

Правильнее называть трёх Держателей Владыками, или Держателями, по-сензарски – Кейсар.

5 сентября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 116)

 

Утверждаю знамя Майтрейи перед Нагчу. … Указываю иметь чистые мысли о Тиб[ете]. Граница Тибетских гор будет гранью сознания. Утвердитесь на зове Шамбалы. Даже в безлюдьи тысяча глаз следит за вашими действиями. … Ур[усвати], утверждай, что Шамбала указывает лучший путь. Учение должно открыть врата. Идите Нашим именем.

— Что за тяжёлые капли упали мне на голову в ночь на 4-е? – Капли Моего труда, помни о них, когда тяжко.

…но через день можно утверждать торжественность момента, не повторяемого в истории.

Советую при входе в Нагчу везти также в виде знамён изображения Шамбалы и Будды Побеждающего. Также можно пустить Молонова (ламу. – О.А.) с книгами. Призовите зрелище Асвагоши. Всё должно быть необычно.

6 сентября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 117-118)

 

… Цель этих дней – прибыть в Лх[асу]…

Скажем молитву Шамбале: «Ты, позвавший меня на путь труда, прими умение и желание моё. Прими труд мой, Владыка, ибо видишь меня среди дня и ночи. Яви, Владыка, руку Твою, ибо тьма велика. Иду за Тобою!»

Слежу за каждым вашим словом, теперь только пробиться через англ[ичан] и иезуит[ов]. … Теперь идите молитвенно.

8 сентября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 119-120)

 

Сражаетесь с солнечным зноем, с А[нглией], с М[осквой] и Римом – явление достаточное.

11 сентября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 120)

 

Подтверждаю, идите осмотрительно, большие и малые разбойники точат зубы. Теперь же идите вместе с караваном и осматривайте места. … Также не скрывайте серьёзности опасности, но сами идите внутри покойно. Ур[усвати] слышит лишь под Нашим контролем.

13 сентября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 120-121)

 

Сообщу длинный список избегнутого по Моему воздействию. Охраню от злых врагов. …главный враг – А[нглия]. Видели, как убрал бурят. …

16 сентября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 122)

 

Рад, что вы потрудились осмотреть знак второй зоны Нашей. Глубже на юго-запад (первый), и третья (зона) не ограничена по плоскогорью. …

Можете идти, как на гору радости. Завидны размеры борьбы за обновление сознания человечества. …

21 сентября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 124)

 

Покажу вам ещё Наши проявления. Пусть спутники ваши знают вторую зону Шамбалы. Пусть подмечают дорожные знаки. Пусть сознают, что ради вас им показана реальная граница Шамбалы. …

…Глупцы будут считать… вас – безумцами. …

Ф[уяма],… когда А[зия] ждёт, тогда лишь твёрдое сознание поможет. Быстрота некоторых действий даже Нам кажется чрезвычайной. Когда напишешь картины для Нас? Когда найдёшь час?

Теперь идите, как спешно можете.

…недаром поручаю Ф[уяме] работу дворника А[зии]…

22 сентября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 124-125)

 

Прибавьте к подаркам Д[алай-]Л[аме] чек на две тысячи долларов. Запад понимает ценность в росчерке пера, но не в пудах, в Ам[ерике] пользуются чеками.

… Ур[усвати] заронит некоторые благородные духовные зёрна в т[ибетскую] женщину. … Самая тягостная и неотложная работа по англ[ичанам], и чек – ваш паспорт.

24 сентября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 126)

Н.К. Рерих. СОКРОВИЩЕ ГОР 

Сегодня сошёл Сам в Святилище Камня и воскурил Нашу смолу в охранение Моих.

Запомните пророчество, данное в древности. «В год от Нового века во дворце, где пребывал Глава Учения Благословенного, подымется знамя Шамбалы и верные Учителя явят его вокруг Шамбалы. Они обнесут его по городу осуждённому, по месту города названного и через город священный заключат круг наступления века Майтрейи».

Теперь знаете, зачем носили Моё изображение. …

— Где второй знак Ш[амбалы]? – Был около поста – белый камень – северо-восточнее.

26 сентября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 126-127)

 

— Теперь я мечтаю лишь об одном, как бы мне остаться в Бр[атстве] вместо трёх лет – семь. – Удумаю.

27 сентября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 128)

Н.К. Рерих. ОТТУДА 

Рука Моя заслонит вас от всех врагов… Все книги имеют наверху заголовок «Миссия Рериха». Именно, миссия эволюции и провозвестия Братства. Считаю, не было труднее задачи. … Конечно, три дня сказываются, но идите без промедления. Спасайтесь от холода…

28 сентября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 128-129)

 

Учитель дочь Свою устремляет на подвиг. Как сегодня она поняла знак посланных.

… Помните, что каждое ваше слово в рекордах Космоса, потому будьте расчётливы на слова и мысли. Явление Ф[уямы] укажет Учителя, теперь же он дипломат. Я прошу Ф[уяму] напрячь силы для дипломатии.

30 сентября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 129)

 

Утвердите срок до Нагчу в шесть переходов, деление их предоставьте нирве. Ярко надо говорить со встречными тибетцами. … Чую, как растёт ваше имя, столько зависти и недоброжелательности, что скоро у Нас назовут вас счастливчиками. Но теперь лишь путь до Лх[асы]. …

— Что означ[ает] острое явление как бы мурашей в области оплечий, кундалини и даже ног? Не от сердца ли? – Нет, воздействие Нашей атмосферы доносится, как дуновение курений. Уже говорил о предварительном режиме. Идите так, запомнив все Наши советы. …

1 октября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 129-130)

 

Ни научным, ни военным, ни торговым путём не пройдёте, но только Указом Моим и преданностью буддизму. Прошу речь держать медленной и очень тихой. … До Нагчу пойдёте как можно быстрее… Войдёте до десяти часов утра, если даже придётся оставить часть груза в пути, это даст мерило вашей устремлённости. После Нагчу можно отправить груз на яках, это даст вам возможность заходить в монастыри и сеять весть о возрождении буддизма. Утверждайте новый век славы Т[ибета] при помощи Западных буддистов. Конечно, задача вашего дома в Лх[асе] уже разрешена. Нужно достойно украсить домашний храм и там вести доверенные беседы. …каждое предательство будет пресечено грозно. … Наиболее простыми должны быть комнаты Ур[усвати] и Ф[уямы]. Денег довольно, пришлю ещё, если Ф[уяма] проявит всю меру работы. …

Кто же предательствующий? Злословящий, умолчавший, присвоивший, лицемерный, отрицающий и ждущий погибели Учения!

… Кто может зародить искру сознания в тиб[етскую] женщину, не нарушая основ истинного Учения? …

5 октября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 130-132)

 

… У Нас наблюдают за каждым движением вашим. Поистине прекрасно идти против Севера и Юга, предавая осуждению Запад и Восток. Учитель улыбается вместе с вами и считает стражу Свою, разбросанную по всему миру.

Учитель любит битвы и знает, как они наполняют энергию Космоса. Учитель стоит вместе с вами над пропастью… Но иметь в руке меч Соломона и завет Майтрейи даёт утренний свет. …

— Генерал (верховный комиссар Хора. – О.А.) должен помочь. – Что же губернаторы (Нагчу. – О.А.)? – Те еле сохранили головы. …

13 октября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 133-134)

 

… Уехать некуда, и одна дорога вперёд. Эта одна дорога характерна для Наших поручений. …

15 октября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 134-135)

 

Конечно, не стоит повторять, насколько всё идёт блестяще. А[нгличане], москвичи, патеры мятутся, не понимая смысл происходящего.

Всячески подчёркивайте болезнь лагеря. Нужно показать, как для Учения подвергаетесь опасности. …

17 октября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 136-137)

 

… Учитель едет недалеко, чтоб укреплять место дома на Гим[алаях]. …

— Знает ли Д[алай-]Л[ама] о нашем приезде? – Да, очень желает, идёт сражение в Лх[асе].

18 октября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 137)

 

…Именно, Наше осуждение М[осквы] лишает Фенга удачи. Именно, скажите, что йог Индии дал вам письмо предупредить М[оскву] о неправильности действий, и с того момента удача оставила М[оскву].

Учитель просит экономить энергию, ибо неслыханно давление врага. …

19 октября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 138)

 

Прошу дать довариться мировой похлёбке. Наблюдаю, чтоб достоинство ваше росло как древо подвига. Каждый день холода раздувает жар достижения. … Уже говорил о новых путях к Нам, и могу отрешить Т[ибет] от охранения Нас. … Когда можно отбросить кусок ветхости, можно радоваться новому камню. Именно, так хорошо складывается, что мякина отделилась от зерна.

Говорю и торжественно утверждаю то, что скажу двадцать четвёртого. …

22 октября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 139)

 

Торжественно утверждаю А[-Лал-]М[инга] Западным Д[алай-]Л[амой], этим исполняется давнее пророчество. Теперь сам Держатель Сокровища может определить отношение к Ламе Тиб[ета] – или временно признать его, или начать самостоятельное очищение религии. Также поручаю А[-Лал-]М[ингу] провозгласить мирные Ш[таты] А[зии]. Мысль Пятого Д[алай-]Л[амы] пусть воплотится! Утверждение Д[алай-]Л[амы] должно было произойти на месте Тиб[ета] не далее 3-ей зоны Братства. Итак, условия соблюдены. На этом месте Пятый Д[алай-]Л[ама] простился с провожатыми, и место стало называться «Белый Чертен». И было это в этот день, и потому считаем двадцать четвёртое октября годом для Ш[татов] А[зии]. Подробности объявления Ш[татов] А[зии] дам своевременно. Видите, разве мог увезти вас с этого места ранее.

Предоставляю Д[алай-]Л[аме] (Н.К. Рериху. – О.А.) найти привет последнему из тибетских исказителей Учения (Далай-Ламе XIII. – О.А.).

24 октября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 140-141)

 

… Пророчество помнит осуждение* и очищение священного города (Лхасы. – О.А.). Так же как затемнённый небесный город перед падением вместит идею Ш[татов] А[зии]. …

Советую писать письма, ими наполняется пространство, — губернаторам и Д[алай-]Л[аме]. Напишите Д[алай-]Л[аме]: «Кто-то несправедливо наносит вред первому буддийскому Посольству». …

27 октября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 141-142)

Гибнущий караван
на нагорье Чантанг. 1927 г.
 

*( О.А. – Из книги Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии» (стр. 290): «Они (ламы. – О.А.) вспоминали старые писания, в которых было упомянуто, что с отъездом Таши ламы религия будет исчезать из Тибета и что останутся только внешние проявления»; «Пообщавшись один день с учёным тибетским гелонгом – он сказал мне: ''Вы хотите найти учёных монахов и истинную религию? Почему тогда идёте в Лхасу? Лхаса – простой торговый центр, где религия стала придатком торговли. Идите в горы, и в дикой местности вы найдёте лам, сведущих в заповедях святости''».)*

 

… Ф[уяма], запасись терпением с людьми, помни, что стоишь перед гидрой Ан[глии]. Не умаляю вас, но делаю гигантами. Предвижу малодушие окружающих… Могу предложить внешнюю оскорблённость, но внутреннее спокойствие. Спрашивайте – какое посольство замёрзло на Чан-Танге по указу милостивого Д[алай-]Л[амы], а между тем Мы свернём несколько голов, но помните, что эти головы раскинуты по многим городам.

…в Т[ибете] много японских ушей. …

29 октября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 142-143)

 

… Пройти Т[ибет], установить великого Западного Д[алай-]Л[аму] и установить столицу Ур[усвати] на Гималаях. Место построения* будет именоваться «Урусвати», находясь в местности последних минут Отца (Будды. – О.А.). …

… Радовался, слушая ваши решения, ибо речи Истины расширяют поле победы Нашей. …

— Могу ли знать имя дочери Будды? – Ты знаешь, слышала дня два тому назад.

— Anupadaka? – Да.

— Почему я так возмутилась нашему возвращению в Дар[д]ж[илинг]? – Ибо не вижу вас в Дар[д]ж[илинге], но пронесёте знамя мимо дома. Конечно, нужно пройти через Т[ибет].

8 ноября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 149-151)

 

*(О.А. – По окончании ЦАЭ был создан Институт гималайских исследований «Урусвати», долина Кулу, Индия.)*

 

… Якорь преуспеяний закинут вперёд, и копьё света летит в будущее. Также благодарю Ф[уяму] за решимость идти в пасть тигра.

Урусв[ати] осветит первый храм очищенного Учения Отца.

12 ноября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 153)

 

… В Лх[асе] пересуды достигли абсурда. Гораздо больше меня тревожит ваш переход через перевалы. … Ф[уяма] достаточно поседел для переговоров с губернатором Б…

… Письмо открытое Д[алай-]Л[аме] укажу когда написать.

21 ноября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 156)

 

… Вам дано очистить Учение Владыки.

— Это уже делал Дзонг-Ка-Па. – У него было другое поручение.

23-24 ноября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 158-160)

 

Отец (Будда. – О.А.) очень одобряет ваш отказ от Лх[асы]. И дом решён, и садовник найден, но ради очищения Учения нужно проявить незабываемый подвиг. Всё житейское надо стереть, когда образуется облик понимания истинного Учения. Как никто не шёл с вашими обращениями к Д[алай-]Л[аме], так никто не поразит ложь и тьму, как вы. Не будем умалять сущность великой задачи, но поймём все неудалимые трудности пути. Ведь без них путь подвига обращается в пыльную перину. …

Так Мы Трое (Великие Учитель Майтрейя, Учитель Кут-Хуми и Учитель Джул-Кул. – О.А.) поручаем вам нести Свет. Учу, как над пылью веков зажечь радугу Света. Так обойдём камни, которые лежат на пути*.

25 ноября 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 161-162)

Зал Учителей в Музее им. Н.К. Рериха,
г. Москва
 

*(О.А. – Из записей Н.К. Рериха «Алтай – Гималаи» (стр. 290-292): «В Лхасе на улицах запрещено электричество. Запрещён кинематограф. С прошлого года в Тибете запрещено светским людям стричь волосы, носить европейскую обувь и опять приказано носить длинные халаты. … Так рассказывается самими тибетцами. Значит, и то немногое, что открывало Тибету путь к обновлению, пресечено и отвергнуто. Значит, опять остаётся мрак невежества, со всеми суевериями, убийствами, пытками и отравлениями. Этот мрак оправдывается недопустимыми суевериями».

«Есть что-то сужденное в умирании старого Тибета. Колесо закона повернулось. Тайна ушла. Тибету некого охранять, и никто не хранит Тибет. Исключительность положения как хранителя буддизма более не принадлежит Тибету, ибо буддизм, по завету Благословенного, делается мировым достоянием. Глубокому учению не нужны суеверия. Исканию истины противны предрассудки».

«В Учении истинных заветов Благословенного имеются практические указания касательно всей жизни. При некотором прилежании можно ознакомиться и принять к руководству эти благие наставления. Теперь же те, которые позорят Учение, и негодные чины правительства должны понять, что их преступная деятельность осуждена и не может продолжаться».)*

 

… Ярко можно разбросать идею Шт[атов] А[зии], и знамёна сольются вместе.

29 ноября 1927 (Чунарген-Нагчу-Дарджилинг. – О.А.)

(Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 165)

 

… Посмотрим на Тиб[ет] как на чашу опорожнённую. Учитель не нуждается в ужимках невежества. Явление основ Учения пойдёт с сужденной стороны.

3 декабря 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 167)

 

— Но незадолго до нашего отъезда в Т[ибет] я видела и слышала слова – «Там будет хуже», и они оправдались. – «Там будет хуже» неверно, ибо лучше сказать «там будет труднее», ибо слово «трудно» сопряжено с подвигом. Между тем, для тёмных каждый труд хуже. Называю трудом осознание увеличения подвига, ибо привлекает на великое место новых людей.

— Наши беседы с ламами могли быть также значительны. – Спор с ламами бесполезен, ибо Лх[аса] будет очищена внешними обстоятельствами (вторжение китайских войск. – О.А.). Ваше важное положение в Лх[асе] обеспечено, ибо народная молва уже укрепила великого посла Запада. …

… Именно, предпочитаем не шагать через ветхий порог Д[алай-]Л[амы], но пройти Т[ибет] как судья. Письмо генералу одобряю за суровость слов. Стремлюсь вывезти вас, ибо Пот[ала] и место Владыки несоизмеримы. …

5 декабря 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 169-170)

 

Напишем, переходя границу Тиб[ета], приблизительно так:

«Великий Лама, пришедший с гор, сказал нам: “Перед великим временем Майтрейи пусть будет дана Т[ибету] возможность укрепить и очистить великое Учение Благословенного Будды. Как указано в пророчествах, придёте с Запада и принесёте знак достоинства, приношения и новое единение Учения. Если Лх[аса] примет знак испытания, то время Майтрейи не минует Т[ибет]. Но если единение с верующими Запада будет отвергнуто, то каждая тягость ваша падёт на главу Т[ибета] и потеряет Т[ибет] свободу и чистоту учения. Пусть исполнятся пророчества!

Сказанное так же верно, как под камнем Гума лежит пророчество Великой Шамбалы!”

Выполняя указанное Великим Ламою, мы принесли Т[ибету] дружбу и богатство, но были приняты как разбойники. Мы прошли двадцать четыре страны и принесли через опасности Свет Учения. Пусть исполнится пророчество! Пусть засияет новый поток Учения!

Сказанное так же верно, как под камнем Гума лежит пророчество Великой Шамбалы!»

7 декабря 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 170-171)

 

… Разрушение Тиб[ета] можно отметить как очевидное.

Узел А[зии] расчленяется, и Учение жизни подымет головы в Городе Знания.

…Гим[алаи] до конца Земли сохранят очарование для умов. …

Явление смерча над М[осквой]. Считайте, умы ушедшие, как рой, носятся над потерявшими сознание. Число совершённых убийств не покрыть подвигом Л[енина]. Мос[кву] не жалейте. С[ибирь] одна ответит будущим построениям.

15 декабря 1927 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 175-176)

 

Накануне отъезда из Нагчу спокойно спросите ламу для ответа в Ам[ерику]: «Почему Монгольское посольство было принято в Лх[асе], тогда как посольство из великой Ам[ерики] не было? Почему Д[алай-]Л[ама] не счёл нужным выслушать высокополезное письмо буддистов из Ам[ерики]? Отчего Д[алай-]Л[ама] не принял орден Будды Всепобеждающего? Отчего монастыри Тиб[ета] до двадцать четвёртого ноября не приняли такое богатое пожертвование? Отчего письмо посла на имя тиб[етского] правительства было возвращено нераспечатанным? Отчего письмо на имя губернаторов Нагчу было возвращено нераспечатанным? Отчего посольство великой Америки было задержано более ста дней на морозе, в летних палатках, теряя здоровье без лекарств? Точные ответы мы должны представить великой Ам[ерике], которая оскорблена происходящим».

… Также одобряю слова Ф[уямы], что имя Великого Будды не может быть более унижено суеверием и колдовством.

10 января 1928 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 197-198)

 

(О.А. – Тибетское правительство направило ЦАЭ из Нагчу по самому длинному и труднопроходимому Транс-Гималайскому маршруту через Тибет на Сикким. Так участникам экспедиции – в труднейших условиях пути – представилась уникальная возможность лицезреть все отвратительные стороны жизни отсталой страны, погрязшей в суевериях, и её нищего народа.)

 

Ф[уяма] говорит мудро. Ф[уяма] говор[ил] о необход[имости] действия Т[аши-]Л[амы]. Именно, теперь для Т[аши-]Л[амы] время действия. Скажите Т[аши-]Л[аме], как помощник Шамбалы может очистить Лх[асу] от нечестивых. Т[аши-]Л[ама] должен заключить договор с Китаем, чтобы войска были не завоевателями, но освободителями. …

Решено, но прошу точно исполнять Указы. …

20 июля 1928 (Дарджилинг. – О.А.) (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 369)

 

Обойдёт Знамя Шамбалы срединные земли Благословенного. Признавшие его возрадуются, и содрогнутся отвергшие.

Спросит Таши Лама великого Далай Ламу (Н.К. Рериха. – О.А.), что суждено последнему Далай Ламе (Далай-Ламе XIII. – О.А.)?

«Отвергнувший будет предан суду и забвению, и пойдёт воинство под знаменем Майтрейи, и станет город Лхасса омрачённым и пустым. Восставшие против Шамбалы низвергнуты будут. Как кровь, отечёт Знамя Майтрейи земли нового Мира для затемнённых и, как красное Солнце, для понявших».

23 июля 1928 (Рерих Е.И., ЗУЖЭ, т. 8, стр. 373-374)

 

После этого в «Записях» теряется интерес к Лхасе и правительству Тибета.

Заключение