Мнение Председателя жюри Конкурса

Ирины Николаевны ГОГОЛЕВОЙ,

педагога художественного отделения ДШИ №2,

г. Артём Приморского края

(высшая квалификационная категория, 35 лет пед. стажа)

 

Поделюсь наблюдениями, возникшими в ходе организации и проведения IV, V Краевых и VI Всероссийского конкурсов детско-юношеского рисунка в рамках долгосрочного проекта «Космос—Земля—Человек».

В 2005 году судьба свела меня с организаторами данных конкурсов, и я влилась в этот коллектив замечательных увлечённых и неравнодушных людей, так как мои интересы и устремления совпали с их деятельностью. Общение с ними в ходе подготовки и организации конкурсов дали толчок к переосмыслению многих вещей, оценке своих жизненных принципов, педагогические приёмы выстроились в более цельную последовательную систему.

 

Что бросается в глаза, когда в ходе подготовки к выставке рисунков победителей конкурса оргкомитет просматривает и обсуждает 2,5 тысячи детских работ и отбирает лучшие?

1. Педагог, как сам понял тему, рисует картинку, и дети срисовывают с небольшими вариациями. И эти работы всего класса (!) присылаются на конкурс. Творчества, размышлений, фантазии тут нет, да и обучения – тоже.

2. Работы откровенно срисованные. В этом случае педагог, на мой взгляд, совершает преступление: не учит думать, творить – он учит врать! Ученик крадёт чужие мысли и знания, а учителя это устраивает.

3. Работы не соответствуют заявленной теме. Педагог отослал рисунки «для галочки», не потрудился вникнуть в тему и в требования к работам.

4. Работы неприятные, некрасивые, с негативным зарядом, с жуткими монстрами, мрачные в цветовом решении. Педагог не вёл работы, а просто присутствовал.

5. Рисунки, в которых педагог очень много поработал своей рукой. Ложь педагога вовлекает в свой круг ложь ученика, а потом и обман оргкомитета и жюри.

6. Радуют работы, в которых педагог присутствует как мудрый советчик, ведущий детей в мир красоты и творчества. Педагог готовится к теме, учит пониманию красоты, добра, учит своим трудом творить прекрасное и вовлекать в этот процесс других, учит любить и понимать весь мир, неразрывную связь Космоса, Земли и Человека. Вот тут-то и получается: «Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море Света!»

Педагог обязан быть грамотным специалистом, любить и уважать детей, гореть желанием научить не только профессиональным приёмам и правилам, но и творчеству. Тогда он отдаёт детям душу свою, любовь свою, зажигает искру Божью в сердце ребёнка. И пусть не станет ребёнок художником, но эта искра будет гореть в душе его и помогать в жизни творить Добро и Красоту.

 

Уважаемые коллеги! Пожалуйста, вчитывайтесь в тему. А темы в данном проекте непростые, их не получается решить с лёту, «в лоб», как, например, темы «Спорт» или «Моя семья».

Предложены темы глубоко духовные – чистые, светлые мысли, мечты о красоте духа и дел человеческих, мечта о гармонии людей со всем живым на Земле, с Природой, Космосом, Вселенной.

 

Мы все хотим уважительного отношения к нам, педагогам, но изначально сами обязаны стать образцом уважения к детям, их творчеству, к другим педагогам и, как следствие – к организаторам конкурса.

Удручает, когда:

— присылаются работы, сложенные в 2-4 раза. Но их уже нельзя выставлять: они изначально испорчены – педагогом!

— при пересылке по почте нет картонной прокладки – рисунки мнутся и непригодны для просмотра зрителями;

— работы свёрнуты в трубочку – это совершенно недопустимо!

— пришло много работ очень хороших, красивых, грамотных, и обидно, что они никак не соответствуют заявленной теме;

— по поводу просьбы отослать рисунки назад – даже в платных конкурсах работы не высылаются; но, пожалуйста, вы можете лично забрать их у оргкомитета. Наши конкурсы организовываются на деньги спонсоров… – и этим всё сказано. Обращаюсь к авторам такой просьбы: если вы хотите, чтобы вернулись работы ваших учеников, присланные в таком большом количестве и совершенно не в тему, — зачем посылаете?

 

Простите, что высказала не очень приятные вещи, но я столько лет занимаюсь на общественно-добровольной основе этими конкурсами – просто уже невозможно молчать.

И всё-таки, уважаемые коллеги, оргкомитет рад расширению географических и дружеских границ нашего конкурса! Мы очень надеемся, что всё же наши Светлые темы «зацепили» вас. И если каким-то чудесным образом наши конкурсы продолжатся (а этот VI – завершающий), то мы ещё встретимся с замечательными рисунками ваших учеников и увидим в вас, дорогие друзья, Единомышленников.

С искренним уважением!