Дети рисуют мир… ДУШИ человека

 

Как получилось, что общественная газета «Светоград», выходящая во Владивостоке, вдруг занялась проведением детских художественных конкурсов – казалось бы, совершенно чуждым для газеты делом? И сейчас (на момент написания этого материала) подходит к концу завершающий этап Пятого краевого конкурса детско-юношеского рисунка в рамках долгосрочного проекта «Космос—Земля—Человек». Скорее всего, оттого, что девиз «Светограда» — «Космическая реальность и Духовный Человек».

Перестроечные годы и прокапиталистические настроения не способствуют желанию большинства россиян заглядывать в будущее, если хотите, мечтать – у людей какой-то мистический страх застилает даль грядущих не только годов, но и дней. Однако если человек не может спланировать, хотя бы схематично, штрихами набросать эскиз будущего своего существования, он так и будет прозябать в застоявшемся болоте серых безрадостных будней, похожих друг на друга, как обструганные брёвна.

О будущем рассуждают с личностями, которые сами являются носителями будущего. Вот мы и обратились к детям. К тому же старых людей (в том числе старых душой – не только телесно) сложно перевоспитывать, открывая им нечто необычное. А ребята – они остро чувствуют потребность времени, живо откликаются на идеи, будоражащие воображение, удивляющие своей смелостью, идеи, от которых веет свежестью новизны и правды.

Видимо, поэтому наш первый конкурс «Космос—Земля—Человек», прошедший в Приморском крае в 2003 году, пользовался оглушительным успехом – более 900 рисунков принял оргкомитет. Ещё необходимо уточнить, наши конкурсы детского рисунка проводятся в рамках Международного проекта «Культура мира» — первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО «Десятилетием культуры мира в детской среде». И в положениях о конкурсе мы обязательно подчёркиваем: «В основе данной акции – торжество Красоты, Знания, Любви», также для нас в раскрытии предложенных тем важен упор на внутренний рост личности ребёнка, а не на его внешнюю активность.

Напомним, проект получил название «Космос—Земля—Человек». Оно выбрано неслучайно. Уже в начале прошлого века передовые умы размышляли о космичности бытия, вселенском значении духа человеческого. Духовность – высшая цель эволюции Человека. И люди всё более проникаются мыслью о том, что жизненная энергия едина для всего Мироздания, и Вселенная, как и Земля, живёт полнокровно, она дышит, она трудится по Законам Вселенского Сотрудничества.

Соответствовать законам Космоса – значит жить по законам Любви, творить и созидать на Общее Благо, уподобляясь Богу-Творцу, создавшему бескорыстно этот прекрасный бесконечный, вечный Мир. Всепобеждающая сила Любви и Творчества гармонизирует, перерождает как человека, так и Вселенную в целом, насыщая её чувством радости бытия. И человек здесь – наиболее важное звено. От качества его творческих посылов зависит жизнь на Земле и, как это ни парадоксально звучит, благополучие Мироздания. Оттого, как человек понимает своё земное предназначение, как он мыслит (а мысль человеческая имеет способность материализации), зависит факт его дальнейшего пребывания на планете – это уже ноосферное, по Вернадскому, явление.

Какие поразительные открытия делает сейчас современная наука! Вырисовывается новая картина Мироздания – и утверждается единение всего и вся, совершенствование и СО-трудничество как среди звёзд и галактик, так и на Земле между всеми народами и людьми. Истинное сотрудничество по сути своей опирается на высокую нравственность и понимание, что совместный труд – творческая деятельность на Общее Благо – есть главный стержень бытия. И мы предложили ребятам: давайте попробуем прекрасной творческой мыслью, воплощённой красками на ватмане, усовершенствовать далеко не совершенный окружающий мир!

Идея «Космос—Земля—Человек» — основа, база, на которой строились последовавшие за первым конкурсы детско-юношеского рисунка. Второй из них назывался «Рисую МУЗЫКУ». По словам замечательного философа Николая Бердяева, «человек хранит в себе Вселенную», а музыка – это неотъемлемая часть жизни человека на Земле. Она способна отразить в себе, как в волшебном зеркале, всю полноту эмоций, чувств и переживаний. Но возможно ли сделать музыку видимой? В помощь юным художникам нашего конкурса мы сочинили «Музыкальную ФАНТАЗИЮ»:

 

Тишина, затаив дыхание, вслушивалась

                           в звоны хрустальных колокольчиков…

Им в ответ вдруг откликнулось Эхо

                                     где-то в распадках косматых сопок…

Радужные краски Небесных Сфер множились,

                                                         расцвечивались новыми звуками!..

Тут налетел и задышал упруго бродяга-Ветер: «Фа-а-а-а…»

В лесу тихонько зашепталась листва и подхватила не стройную ещё мелодию – каждый листочек добавлял в общий хор свой особенный голосок: «Фа-а-а-а-а-а-а-а!»

От тихих лесных перешёптываний пробудилась Природа. Красавица залюбовалась собой, весело охорашиваясь перед серебристым зеркалом таёжного озера. Ветер плавными ритмами расчёсывал пряди её густых волос, укладывал в длинную косу.

Птицы тоже проснулись, загомонили. Они, перебивая друг друга, осыпали восторженными комплиментами свою Хозяйку-искусницу. Перезвон птичьих трелей — кружевных, сияющих – уносился расходящейся спиралью ввысь, мелко-мелко дробился средь деревьев…

Природа ласково улыбнулась бесхитростной птичьей лести: «Готова!» – вынула

из футляра, расшитого искристым бисером, дирижёрскую палочку, взмахнула уверенно рукой…

Где-то в вышине отозвались таинственные, еле ощутимые вибрации невидимого камертона и… Полилась чарующая музыка!..

Сначала стройный хор небесных скрипок с удивительно нежными голосами заткал лёгкой узорчатой вуалью пространство от неба до земли. И стал вышивать смелыми стежками звуков Музыкальную фантазию.

Из многоструйного потока мелодии рельефно выделилось пение одинокой скрипки – её грудной голос живо-солнечно встрепенулся! — уверенно вступили крохотные звонкие молоточки – это отразились в алмазных россыпях росы первые улыбчивые лучи Солнца.

Теперь невидимый оркестр грянул! — мощно и слаженно.

Скрипки кузнечиков гирляндами упругих стаккато украшали плавные переливы музыки.

Мажорно, самозабвенно заводили мелодию в нижний регистр пузатые виолончели – это трудяги-пчёлы бурчали сосредоточенно вокруг ароматных луговых цветов, собирая сладкий нектар.

Тут красавица-Природа нежно повела плечом, взмахнула резко дирижёрской палочкой – на миг всё смолкло, потонув в ослепительном фейерверке красок наступившего дня…

И зазвучала вновь победно многоголосая симфония!

— Замечательно! – Главный дирижёр оглянулась вокруг. – Но чего-то не хватает…

— Момент! — догадался Ветер.

Под его трепетными ладонями закачались

средь изумрудной травы полевые серебряные колокольчики. Бодро прозвонили побудку всем-всем, кто ещё не успел проснуться… И выбежали на полянку перед летним лагерем дети. Звенящими кликами стряхнули остатки сна – словно сияющие медные трубы в оркестре Природы запели свои партии, выводя их тщательно, временами витиевато, или отрывисто…

Звучал вселенский оркестр!

Ширился, «наступал». Стройные песнопения расходились упругими волнами по синему шёлку небес, по зелёному бархату лесов. Звуки лились расплавленным серебром на голубую парчу озёр и морей. А золотой диск Солнца пулял озорно в мелодию-фантазию быстроногих ослепительных зайчиков.

Детские чистые голоса солировали в праздничном ликовании!..

Сияющую радость детей вплела Природа

жемчужной нитью в густую косу…

 

Результаты выставки победителей получились ошеломляющие – впрочем, как и всех конкурсов, проводимых газетой «Светоград». Открываем Книгу отзывов и берём первую запись, попавшуюся на глаза:

«Восторгу нет предела, спасибо всем детям за чудесные рисунки, творческих всем успехов. С любовью и благодарностью».

С. Носик. 10.11.04.

 

Такими же необычными, глубокими по изложению мысли стали картины детей, участвовавших в третьем конкурсе нашего «космического» проекта «Россия духовная и Вестники её славы». В нём мы предложили поразмышлять о судьбах нашей Родины – России – и о тех, кто принёс и приносит ей славу на полях сражений и в мирной жизни. О героях – героях духа! Россия всегда славилась своими героями и подвижниками – воинами (богатырями княжеских дружин, солдатами Великой Отечественной и других войн), монахами и учёными, поэтами и учителями, политиками и космонавтами.

Как и чем можно объяснить радость, счастье человека-подвижника? Считается, что героизм – удел одиночек, но это не для русского народа, который в тяжёлые годины рождает «волны» героизма. Откуда приходят эти волны? Сегодня даже ребёнок ответит: от Бога. Новый Завет издревле воспитывал подвижников: возлюби Родину как Бога и как самого себя. Древняя мудрость призывает нас освободиться от себялюбия и положить душу свою на алтарь любви к России и соотечественникам.

«Убогий» Серафим Саровский (так святой сам себя называл) встречал каждого приходящего к нему словами: «Радость моя!..» Есть в русском языке старинное слово – лепота – обозначает оно красоту, прелесть. Это звонкое слово давно вышло из употребления, но наше сердце, вслушиваясь в него, сладко замирает, а мысли уносятся в глубину веков, оставивших нам в наследие, в пользование и разумение свои нравственные и эстетические законы. Перед мысленным взором встают славные дела наших дедов и прадедов, созидателей земли Русской, умевших построить дом без единого гвоздя, сооружавших величественные соборы и могучие крепостные стены; пушечных, колокольных, оружейных и других дел мастеров – Творцов, оставивших после себя драгоценные свидетельства духовной мощи русского народа.

«Жизнь полна ликующей радости творчества», — утверждал смертельно больной, прикованный к постели Николай Островский. Это про таких, как он, говорят: смертью смерть поправ. Герой гражданской войны, автор книги «Как закалялась сталь» благодаря своей огромной внутренней воле, сердечному горению поднял планку писателя на новый уровень (о нём французский прозаик Андре Жид, беседовавший с ним, потрясённо сказал: «Я видел современного Иисуса Христа»). Размышлял о героизме и Юрий Гагарин: «Корчагинцы моего поколения, возмужавшие в послевоенные годы, осваивали целину, строили Братск, прокладывали дорогу к звёздам… Что касается меня, то в самые трудные минуты я вспоминал железное упорство и несгибаемую волю Павки Корчагина».

Героизм – духовный подвиг – выявляет лучшие человеческие качества, он поддерживает неугасимый огонь в душе. Через этот внутренний огонь мы связываем себя с Небесной Россией, с ноосферой героев, которые не ушли, не сгинули из пространства современной истории и жизни, но продолжают свой благой труд во имя процветания земли Русской.

Цепь подвижников непрерывна, когда восходит звезда народа. И сегодня ключ к переходу человека на новый уровень его эволюционного развития – это огонь сердца и то, что с ним связано, — любовь человека к Богу, к Родине, к людям. Подобные священные идеалы и их Вестники – «дрожжевая закваска», без которой человечество давно бы, образно говоря, сгнило на корню, — это соль земли.

Мы предложили ребятам, участникам конкурса, своими работами окрылить россиян, чтобы те вдохновлялись идеалами подвижничества и бережно хранили имена великих сынов и дочерей Родины, чтобы верили в святую, духовную надежду мира – Россию.

Многими великими говорились слова-призывы: «Творите героев!» Этот призыв был услышан нами и ещё раз повторён в прошедшем недавно (2007-2008 гг.) четвёртом конкурсе со звучным названием «Мечта крылатая моя!..» Мы с нашими талантливыми ребятами снова попытались окрылить соотечественников, предлагая помечтать о будущем, да вообще обо всём на свете, — вырастить крылья и воспарить над серой повседневностью.

И ощутить подвижничество духа через творческую свободу. Ведь творческое устремление, восторг фантазии каким-то удивительным образом уносят нас в неизведанные дали, где возможно всё! Крылья за спиной – это устремлённость нашей души к звёздам, к чудесам, к добру, к Богу-Творцу. Ко всему самому прекрасному, мудрому и удивительному, что только существует во Вселенной.

Крылатая душа моя

Преодолела клетку тела –

Она летит за все пределы

К бескрайним далям Бытия.

Она Лучом Звезды согрета,

Она бессмертием одета –

Душа крылатая твоя.  

                                    Наталия Спирина.

 

И в детских рисунках всё и вся летало, парило – летали и посетители выставки!

«Часто бродя по улицам города, я замечала, как много стало отсутствующих лиц среди молодёжи, лиц без интеллекта. Но вот я по случаю попала на выставку детского рисунка в Ваш строгий, полный солнечного света зал и — о чудо! Как будто я сама вместе с ребятами полетела к своей мечте, забыв про возраст, забыв про чёрное, что порой окружает нас. Действительно, хочешь летать — ЛЕТИ! И мы с приятельницей летали по выставке, летали с мальчишками и девчонками в их фантазиях, любви к миру и добру. В картинах так много тепла и света, надежд на сказку, которая сбудется! Все рисунки — начиная с самого простого изображения природы и заканчивая более серьёзными работами — всё, всё заслуживает внимания и восхищения талантом детей! Многие работы — это готовые иллюстрации к книгам, статьям.

А иностранцы просто бы скупили эти чудные рисунки!

Вот такая красота и спасёт наш грешный мир!

С любовью

Т. Комарова. 02.02.08.

Тут же соседняя запись гласит: «Встречи с прекрасным – вот что надо нам!!! Великолепное, потрясающее зрелище. Спасибо организаторам».

 

А теперь, думаю, время услышать мнение членов оргкомитета конкурсов проекта «Космос—Земля—Человек» Ирины Николаевны ГОГОЛЕВОЙ (г. Артём) и Ивана Александровича ЕРМОЛАЕВА
(г. Владивосток), преподавателей изобразительного искусства.

Корр. Возможно, заявленные мечтания о крылатой душе несвоевременны, ещё рано говорить о них?

И.Г. Как раз начинать надо с детства! Недаром про детей говорят, что они постигают всё изнутри. Детское восприятие мира – это особая тема. Вот и выходят из-под их кисти необыкновенные работы, которыми все восхищались на нашей выставке в «Артэтаже».

Корр. Меня неприятно поразило, что выставку таких удивительных работ не посещали взрослые художники. Чем это объяснить? Душевной ленью? Равнодушием? Или бытующим мнением, что детские рисунки – простые, наивные «малюнки»? Но ведь такая глубокая и мудрая философия сквозит в творениях наших юных участников!

И.Е. Мы всё суетимся, куда-то торопимся и не успеваем попасть туда, куда стоило бы зайти. Организованные нами конкурсы, начиная с первого «Космос—Земля—Человек», стоят особняком от других, проводимых в городе, — обычных детских конкурсов. Все четыре наши выставки «проводят» одну общую линию – линию развития души, точнее, духа человека. Тематика их приподымает ребят и нас, педагогов, над обыденностью, заставляет задуматься о Вечном, непреходящем, если хотите, Божественном. Такое не делается впопыхах, на скорую руку. Поэтому Ирина права, — необходимо объявлять об условиях конкурсов заранее, за два года вперёд. Необходимо указывать список литературы, с которой педагог мог бы поработать, прежде чем давать задание детям.

Например, некоторые преподаватели, знакомясь с информационным письмом и положением конкурса «Душа крылатая…», элементарно их не понимали. Я разговаривал со взрослыми художниками – они говорили, что это невыполнимая задача. А мне думается, она для нас, взрослых, так сложна, потому что берёмся за неё впопыхах, опираясь на старый жизненный багаж, а здесь надо, возможно, даже измениться, перестроиться на новую волну…

И.Г. Я брала то, что находила в «Светограде», — ведь о многих вещах раньше не задумывалась, доживши до таких лет. На первых порах всё воспринималось туманно, но что самое поразительное – чёткость мысли приходила тогда, когда продуманное наедине прорабатывала с ребятами. Дети предлагали совершенно неординарные решения, видения, давая неожиданный ход рассуждениям.

И.Е. Мне помогали в работе с детьми фильмы Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», «Зеркало» и другие.

Корр. Вы ребятам такие сложные фильмы показывали!

И.Е. Да, и удивительно, как глубоко они их воспринимают. Некоторые девочки, например Римма Калина, Катя Трофимова, сами приносят на уроки что-то подобное. Приятно, что повесть Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» мои ребята знают. Хорошо, если бы все дети её прочитали — она буквально перелопачивает душу ребёнка.

Если мы в школе работаем с учениками ответственно, не только давая технические знания, но и развиваем духовно, вкладывая в них сердце, не ломая их души, стремясь мягко где-то подправить, внести от себя что-то хорошее, результаты получаются исключительные. Например, Римма Калина у меня – глубокий философ, она всё и вся критикует, но когда начинается работа, у неё ничего простого не появляется в рисунках: как правило, присутствует двойное, тройное решение.

И.Г. Мы детей учим – но и многому учимся у них, напитываемся множеством нестандартных идей, заряжаемся бодрыми эмоциями, вдохновляемся. Я с детьми учусь – они сейчас совершенно удивительные, намного мудрее, чем мы были в их годы. Поэтому детские рисунки должны постоянно выставляться, и оформление их необходимо делать достойным детства!

Корр. Как руководитель проекта поделюсь: на этот раз в ходе работы над выставкой было ощущение, будто подымаешь неподъёмную глыбу. Словно перелопачиваем мёрзлую, слежавшуюся землю, пытаемся растормошить заскорузлое, заплесневевшее общество, которому всё безразлично. Стремились разбудить спящие сердца, зажечь их крылатостью мыслей и идей творчески одарённых детей, чтобы люди задумались, в какое болото они погружаются!

И.Г. Думаю, если сейчас отпустить эту глыбу, всё скатится назад, и все наши усилия пропадут даром. Ведь мы, члены жюри, видели, отбирая работы на выставку, какое количество детских рисунков откровенно срисовано, и педагогу всё равно. А я сталкивалась со случаями, когда преподаватель сам раздавал готовые чужие картинки, и ребята дружно их копировали. Эту глыбу надо двигать!

Глыбу надо двигать… И мы продолжаем учиться у детей, талантливых участников наших конкурсов! – их радостной мечтательности и оптимизму. Наши юные художники с уверенностью заглядывают в будущее, которое сулит им добрые встречи и не только на Млечном Пути. Теперь мы готовимся к проведению Пятого краевого конкурса «Победная весть Красоты». И эту весть принесут нам наши дети!

 

ДЕВОЧКА, РАССКАЖИ, КАК ТЫ ЛЮБИШЬ ЗЕМЛЮ

 

Лавиной света обрушилось небо на море…

Нет, вовсе не обрушилось, а опустились тысячи сияющих прозрачных колонн, удерживая легчайший голубоватый хрусталь небесного свода. Они невесомо опираются на серебристую гладь океанской волны.

Разноцветные всполохи чистейших искр блистают вокруг, мерцают, вдруг ярко вспыхивают.

— Что это?

— Где? Ах, это… Это улыбки.

— Кто-то может так улыбаться?

— Да это же улыбки детей!

Смотрите, смотрите! А там зазвенел нежнейший хрустальный колокольчик.

 

Это засмеялась маленькая девочка – а волосы у неё мягкие и все в смешных завитушках. Она хохочет, играя с солнечными зайчиками, которые пускает в неё озорной мальчишка — морской прибой. Он весело прыгает по прибрежным валунам — брызги во все стороны! В руках озорник держит зеркальце и шалит, ловя в него лучи яркого солнца и пуская в лицо маленькой хохотушки.

Она радостно скачет, отворачивается, закрывается от брызг и солнца ручонками в звенящих браслетах. Её локоны-завитушки тоже подпрыгивают — смеются вместе с ней.

 

Как хорошо! Господи, как хорошо! Как божественно прекрасен мир!

Ты идёшь навстречу этому миру. Лучезарные колонны расступаются перед тобой.

— А что там, за колоннами? Если здесь чудо, то там?..

…Ступени, сотканные из золота и света, — они то ли поднимаются в Небеса, то ли с Небес спускаются на Землю.

 

— Кто ты, Путник? Пришёл ли ты недавно из Космоса — или решил, что пора покидать Землю?

— Не знаю, мне всё равно.

— Ты устал от жизни, Путник? Неужели ты в обиде на Землю?! Присмотрись внимательнее, как она прекрасна! Как звенят восторгом детские голоса!

Необыкновенно хороши в своём целомудрии земные женщины — носительницы Духа, хранительницы Чистоты Небесного Огня. А как мужественны мужчины Земли, справедливо строги их чеканные лица — в уголках их губ, в блеске внимательных глаз таится ласковая улыбка. Скажи, разве можно покинуть эту прекрасную обитель — планету, наполненную солнцем, радостью, восторгом?

 

Богом данная нам Земля!

Я пою гимн тебе! Я пою гимн счастья!

Я преклоняюсь перед твоим совершенством — имя ему Гармония.

И да будут совершенны мудрым твоим совершенством дети твои – земляне!

 

— Девочка, расскажи усталому Путнику, как ты любишь Землю.

Кудрявая девчушка весело хохочет на берегу Вселенной – она ловит руками в звенящих браслетах лучики счастья. Ого, уже набрала полный подол…