— Запомним!..

— XXII Абрамовские чтения 

— Педагогика сердца

— Ещё раз о Любви

 

Запомним!..

По каналу «Культура» вновь показали старый добрый советский фильм «Запомните меня такой». Конечно, на первый взгляд он несколько нудноват, и чёрно-белый – фильм о том, что в Ленинграде живёт пожилая женщина, достаточно суровая, и вот она созывает всех детей и внуков на свой очередной день рождения. Те, как водится, проживая далеко от Ленинграда, в это время решают мелкие и крупные житейские проблемы, порой бурно, не могут приехать. Но в конце концов всё-таки добираются до главной героини.

И так, после всех ссор, треволнений и неприглядной прозы жизни женщина за общим столом достаёт заветную шкатулку и под напряжёнными взглядами родных вынимает оттуда… ломтик чёрного хлеба, превратившийся от сухости в камень.

 

Это – пайка ХЛЕБА блокадного Ленинграда…

Каким-то чудом хозяйка сберегла этот Хлеб – хранила, как величайшую драгоценность.

Теперь Он лежит на тарелке – немая сцена… Все замерли перед величием этой реликвии…

Как будто в полутёмной тесной коммуналке разверзлись Небеса и просиявший оттуда свет окатил людей, до этого буднично живущих, отрезвляющим, очищающим душем. В том неказистом кусочке хлеба спрессовались Бездна Вечности и Тайна Смысла человеческого существования на земле…

 

Женщина подождала немного и предложила сыну, как старшему, разломить этот Хлеб на всех, чтобы каждый, получив свою долю, съел его…

Ольга Авилова.

 

 

XXII Абрамовские чтения

 

Дорогие друзья!

ХХII Абрамовские чтения состоятся 4 августа 2018 г., в субботу, ближайшую к дню рождения Бориса Николаевича Абрамова (1897–1972) – деятеля культуры, мыслителя, духовного ученика художника Н.К. Рериха и философа-гуманиста Е.И. Рерих. Абрамовские чтения традиционно состоятся в г. Венёве Тульской области, где прошли последние 11 лет жизни семьи Абрамовых.

Тульский Рериховский исследовательский центр (ТулРИЦ) как организатор Абрамовских чтений сердечно приглашает Вас принять участие в их работе.

Чтения пройдут в актовом зале Дома Культуры по адресу:
г. Венёв, ул. Льва Толстова, 16.

Начало Чтений – 11.00 ч.

 

Друзья, просим проинформировать о предстоящих Абрамовских чтениях заинтересованных людей, изучающих Рериховское наследие.

Уважаемые исследователи творческого наследия семьи Рерихов и Б.Н. Абрамова, приглашаем Вас представить стендовые доклады.Тексты докладов в формате Word просим направлять до 20 июля по адресу:  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Выступления и стендовые доклады после просмотра редакцией будут опубликованы на сайте «Этика в жизни и во мне» в разделе «Материалы Абрамовских чтений 2018 года», а также на сайте «Б.Н. Абрамов: жизнь и творчество» (в разработке).

Muzey_Venev

 

В г. Венёве находятся места, связанные с жизнью Б.Н. Абрамова, которые могут посетить участники Абрамовских чтений:

— Музей Б.Н. Абрамова (открыт 30 июля 2017 г.)

— Сквер имени Б.Н. Абрамова (открыт 24 июня 2016 г.)

— Мемориальная доска Б.Н. Абрамову (открыта 30 июля 2017 г.)

— Временная экспозиция, посвящённая Б.Н. Абрамову, в Венёвском краеведческом музее (пятн. 9-00 – 18-00, суб. 9-00 – 17-00),

— Могила семьи Абрамовых на кладбище Иоанно-Предтеченского Храма.

 

Друзья, сердечно благодарим всех,

кто поддерживает деятельность Музея Б.Н. Абрамова

и творческие проекты ТулРИЦа

Тульский Рериховский исследовательский центр

http://etikavomne.ru/

http://этикавомне.рф/

 

Педагогика сердца

AmonashviliЭтот незабываемый день прошёл под знаком долгожданной встречи с Шалвой Александровичем Амонашвили, академиком Российской академии наук, — Учителем учителей и прекрасным Человеком – он открыл миру Гуманную педагогику.

И если А.С. Макаренко в начале прошлого века в книге «Педагогическая поэма» подвёл итог разработанной им «педагогики большевистской», педагогики коммунистической: «…я увидел и ощутил осязанием то драгоценной вещество, которое не могу назвать иначе, как социальным клеем: это чувство общественной перспективы, умение в каждый момент работы видеть всех членов коллектива, это постоянное знание о больших всеобщих целях,… это действительная общность, это единство движения и работы, ответственности и помощи, это единство традиций», — то свою педагогическую систему Ш.А. Амонашвили характеризует кратко так:

«Гуманная педагогика воспитывает человека смертного, ищущего, открывающего в себе бессмертие».

Это педагогика духа, педагогика сердца, педагогика Нового Мира, когда в человеке формируется духовный стержень познавания Истины Бытия и врастания во Всеединство Космического Мироздания.

Поэтому новая живая встреча с Учителем Амонашвили на канале «Культура» в рубрике «Линия жизни» подарила вдохновенную радость не только зрителям в телестудии, но и миллионам по другую сторону экрана. Он отвечал на вопросы, рассказывая о себе, о тех замечательных людях, что помогли ему стать великим педагогом-новатором, о философии гуманной педагогики, которая опирается на идею постоянного самосовершенствования и безграничного творческого познания человеком самого себя.

И вновь вспоминаются организованные Шалвой Александровичем Международные Педагогические чтения, а сейчас акцентируем внимание на XI Чтениях под названием «Учитель, вдохнови меня на творчество!». Они прошли в Москве в январе 2012 года, тогда Ш.А. Амонашвили в своём выступлении размышлял о духовной сути ребёнка.

 

Шалва Амонашвили:

Духовная суть ребёнка

Ищут судьбу вне себя, а судьба существует в самом человеке. Если ищем её вне себя – конечно, не найдём. Но если человек не находит свою судьбу — то зарождается злоба, зависть, ненависть, вражда и всё остальное, что является отрицательным; даже войны возникают на этой почве.

Значит, надо искать судьбу в самом себе. Но мы так не приучены, и детей наших не воспитываем, чтобы они судьбу свою искали внутри себя; надо отыскать – вот где причина успеха в жизни!

Я есть причина своей жизни. А потом учителя подоспеют помочь мне – чтобы быть рядом, дать наставления, указать путь. Но главная причина – я. Значит, судьба моя во мне самом.

Есть хорошая сказка «Синяя птица». Вы все эту сказку знаете.

Пожалуйста, если кто её не читал – почитайте. Если кто уже читал – второй раз и третий раз перечитайте. Потому что она крайне философская.

А можно взять пару рассказов Ричарда Баха или «Маленького Принца» Экзюпери. Это великие произведения!.. Такое же произведение Метерлинка «Синяя птица».

А какая там история? Мальчик Тиль-Тиль вместе с сестрёнкой всё ищут Синюю птицу. А Синей птицы не существует. Но они всё ищут. В этих поисках дети оказались где-то в Небесах, в Лазоревом храме – удивительном, с высочайшими сводами небесными. Там много детей, ещё не рождённых. Они родятся потом…

Земной мальчик удивлён этим зрелищем. И спрашивает: а кто этот ребёнок – он взад и вперёд ходит, как слепой; он – что, правда, слепой? Ему объясняют: нет, он сейчас не слепой, но потом, когда родится, ослепнет.

— Почему, — спрашивает Тиль-Тиль.

— Потому что он должен изобрести эликсир бессмертия, из-за этого он и ослепнет.

— А те дети, которые сидят на лестнице, они, что, спят?

— Нет, — отвечают неродившиеся дети, – они думают.

— О чём?

— О том, что они будут делать, когда родятся. Ибо с пустыми руками нас на землю не пускают.

 

Никто из вас с пустыми руками не родился. Каждый – носитель своей внутренней судьбы.

Одну историю вам приведу – это пригодится и для того, чтобы углубиться в правильное понимание миссии и для того, чтобы детям рассказывать о таких вещах. Чтобы задумывались о самих себе.

Эта история об учёном Вернадском. Он в Крыму заболел брюшным тифом. Была очень высокая температура, и он часто уходил в иной мир, то есть в забвение, отрешался от реальности. Потом приходил в себя. А когда возвращался, рассказывал своей дочке о видениях, посещавших его. По просьбе дочери он всё это записал, так стали известны дневники Вернадского.

А что там – в видениях? Чем он там занимался? Он видел не сны, как мы обычно видим; нет – он просто жил иной жизнью. Ездил в Америку и в другие страны, открывал институты, приглашал именитых учёных из Италии и т.д., писал книгу о минералогии и издавал её, открывал новую науку о живом веществе. Там, в своих видениях, он прожил восемьдесят лет.

В жизни произошло такое же чудо! – он исполнил исключительно всё. Не потому что следовал плану, а жизнь сложилась так, что всё, показанное ему в видениях, исполнилось, только с одним отличием – он прожил на два года дольше. Но институты он открывал, науку о живом веществе утвердил, познакомился со многими ведущими учёными мира. Однако случился ещё один казус – при советской власти его не отпустили в Америку, или какую-то другую страну. Но научные труды он написал и пообщался с теми учёными через переписку.

 

Человек не приходит с пустыми руками. Но вот вопрос: а вы нашли свой путь? Или ещё ищете? Это не упрёк. Возможно, и я не нашёл свой путь… И мечтаю перед уходом из жизни хоть день прожить в своей судьбе! Хоть день!

 

Кто-то находит пораньше. А кто-то позже найдёт. И важно понять, миссия – не обязательно профессия.

Всё вспоминаю одну девочку, студентку, которая весь мой курс прослушала, получила зачёт. Потом подходит ко мне: «Как всё было интересно, я с увлечением изучала гуманную педагогику, но, наверное, я огорчу вас – я никогда учительницей не стану». Я спрашиваю: «А кем же ты тогда станешь?» «Я хочу воспитать трёх мальчиков – во сне я их вижу».

Вот видите – во сне видит свою судьбу. Может быть, души этих трёх мальчиков ждут, пока она созреет, чтобы затем воплотиться, войти благодаря ей в земную жизнь: «Трёх мальчиков хочу воспитывать!»…

А кто ищет – тот обязательно находит. Но кто не думает об этом – может, случайно наткнётся когда-нибудь… А, может, не наткнётся…

О себе хочу сказать, дорогие мои друзья. Закончил школу, никоим образом не желая быть учителем. Даже недолюбливал своих учителей. Очень даже недолюбливал – кроме одной учительницы... Кем я хотел быть? – журналистом, дипломатом. Поступил на востоковедческий факультет, выучил в течение года персидский язык, переводил с персидского на грузинский и наоборот. А персидский язык – звучный, красивый, можно сравнить с итальянским. Но вынужден был работать!.. Может, потому и вынужден был работать, чтобы судьбу свою найти!

 

Для кого в нужный момент открылась консерватория? Для Чайковского!.. Ведь пришла его великая душа, чтобы творить музыку Чайковского.

Для кого няня Пушкина родилась? Чтобы принять Пушкина как предтеча, потому что без неё поэт Пушкин не состоится… Можем мы представить себе Пушкина без присутствия в его творчестве няни? От няни – и язык народный, и творчество народное. И душа прекрасная у няни – даже друзья Пушкина посвящали ей стихи.

Вот так происходит, друзья мои. А кто ищет свою миссию – вокруг него обустраивается мир по-особому, чтобы миссию не упустить.

Какая миссия большая, а какая малая? Кто-то может сказать: я маленький человек, какая во мне миссия?.. Если вы будете считать себя маленьким человеком – этим вы унижаете самого себя. Нет маленькой миссии. И няня Пушкина несла великую миссию – без неё Пушкин не состоится! – а без него наша жизнь поблекнет, и т.д.

Нам может показаться, что наша миссия маленькая, но для того Пространства, откуда мы приходим, каждый из нас делает великое дело. Только надо искать миссию в себе. Искать, думать, думать… И когда-то обязательно нащупаешь свой путь – и всё!

Тот, кто соприкоснулся со своей миссией, он уже от неё не сможет отойти. Если даже очень захочет. Ты становишься рабом своего предназначения. Ты принимаешь всё горе, все удары, если они встречаются на этом пути, и, конечно, они будут. Может быть, тому, кто исполняет миссию, больше достаётся проблем, чем тем, кто без миссии живёт, беспечно живёт…

 

Как искать эту миссию? Думать надо, наверное. Заглядывать внутрь самого себя… Пишите дневники!..

В дневниках можно искать себя. В них честным бываешь. А если не хочешь, чтобы кто-то смотрел эти дневники, сожги потом. Но в поиске, когда ты размышляешь над бумагой, приходят большие мысли. Тогда лучше видишь себя – и суть пути постепенно открывается.

Наталья Светловская.

 

Ещё раз о Любви

«…пламя улыбки не иссякнет, ибо оно согрето Божьим теплом».

Учение Живой Этики. «Зов», 363.

«Кто ничего не знает – тот ничего не любит.

Кто ничего не умеет – тот ничего не понимает.

Кто ничего не понимает – тот ничего не стоит.

Тот же, кто понимает, тот и любит, и наблюдает, и видит.

Чем больше знания, тем больше любви».

Парацельс.

Вот, захотелось ещё раз сказать о любви.

В своей замечательной книге «Душа человека» знаменитый реформатор психоанализа Эрих Фромм уже попытался осуществить эту грандиозную задачу – понять, что есть любовь. И он в обширной статье «Искусство любить» во главу угла поставил вопрос: а много ли вы знаете по-настоящему любящих людей? Что это значит? – любить по-настоящему. Автор рассматривает тему любви очень широко и основательно, не ограничиваясь лишь взаимоотношениями мужчины и женщины. В спектр его внимания включены многие оттенки любви – от эгоистической любви к себе до самоотверженной любви к Богу. В заключительном слове Э. Фромм подытоживает: открывающаяся в людях способность любить – отражение самой сокровенной сущности человека.

Воистину, Любовь – это тайна. Любовь приходит по-разному: или тихо, незаметно вкрадывается в душу, или неожиданно поражает, как громовой раскат, в самое сердце… И уходит тоже своевольно, когда посчитает нужным, и ничем её не удержать…

Да, Любовь – это великая тайна. А ещё многие повторяют: Любовь – это Бог; точнее, Бог есть Любовь, плохо понимая смысл сказанного.

Конечно, самая стойкая и неразрушимая временем – это любовь матери к своим детям, безоглядная, жертвенная и всепрощающая. А самая, думаю, униженная и затёртая пороками людскими есть любовь мужчины и женщины, она очень часто окрашивается алым цветом плотских желаний, их-то и принимают за то возвышенное и неземное чувство, которое ниспосылается Свыше в два избранных сердца, соединяя их либо на короткое время или на века.

Так, у нас здесь появилось более-менее подходящее определение Любви – это неземное чувство

 

Мы шли с ним по узкой тропинке в лесу, было тихо кругом, лишь ветер шелестел листвой. Мы шли – оглоушенные – и всё вокруг было нереально; мы боялись открыться друг другу. Каждый вслушивался в замешательстве в то, что с ним происходило, и не мог представить, как надо себя вести. Поэтому продолжали идти молча, изредка соприкасаясь плечами: эти касания – как удары током… Так мы зашли на местную почту, там стояла очередь. Я прятала взгляд от людей – ведь они могли увидеть мои глаза, а в них прочитать моё, точно знаю, умопотрясение от любви. Мы с ним в этот миг превратились в не людей, мы явно отличались от остальных, оказавшись в иной сфере существования. Это была мука, но сладчайшая и неподвластная земному естеству, человеческой воле…

Однако время шло, недели, месяцы – и волшебное чувство как-то незаметно растаяло лёгким прозрачным облачком, незамутнённым грубыми утехами секса; видимо, поэтому и вспоминается в таком чарующе счастливом ореоле…

 

LubovИстинно, Любовь – неземное ощущение. Это, воистину, такое состояние – когда тебя чудоподобно касается Дыхание Бога. Или когда Светлый Небесный Ангел дотрагивается до твоего сердца своим сияющим крылом и зажигает его божественным светом – в этом величайшее счастье человека – в избранности смочь полюбить. Счастье не в том, что тебя любят, а что именно ты сподобился чести и благодати полюбить.

Рис. Дианы Радчук, 9 лет, «Вселенская любовь»

Любящее сердце – сердце, открытое навстречу возлюбленному своему. Оно может быть очень-очень маленьким и вмещать лишь себя – любимого. Или оно может вместить одного человека, двух, несколько. А может быть огромным, во всю Вселенную и охватить своей любовью всё звёздное небо, Землю с её полями, лесами, морями, людей, живущих на ней, животных, меньших братьев наших. И всё это – Бог, ведь всё сотворено Им, Творцом Небесным.

Божественная Любовь – самая мощная и самая чудесная, не меркнущая с годами. И она беспредельно разгорается по мере постижения истинности Божественного Промысла и Божественного Присутствия в каждом человеке. Любовь к Отцу Небесному делает всех людей Земли братьями и сёстрами – единодуховными, соединёнными крепчайшими узами Любви к своему Единому Отцу, Творцу всего. А разве можно жить, закрывшись чёрствым сердцем от своих братьев и сестёр?!..

Так, всё человечество Земли – духом родные и близкие люди, и теперь не будут мимо тебя проходить в людских потоках безразличные прохожие с заглохшими и застёгнутыми на все пуговицы сердцами, как это происходит сейчас повсеместно.

 

Ещё Любовь магнетична. Неуловимые флюиды Любви создают силовое поле, в которое непременно попадают те, кому эти флюиды адресованы, и они обязательно фиксируются – не плотской взаимностью, а душевной, сострадательной и милосердной, когда сердце как бы отепляется от сердечного огня полюбившего человека, огня доброго, чистого, благодатного, и само понемногу начинает оттаивать и сиять тем же неземным счастливым светом (здесь мы не берём во внимание невежественное отношение к Любви).

Но когда человек многое познал в жизни, когда ему приоткрылась Истина Бытия, то, как у Парацельса сказано: «Чем больше знания, тем больше любви», сердце становится таким огромным! – оно уже способно вместить весь беспредельный Мир. Тогда и все эти звёзды и галактики, люди и звери, деревья и цветы, скалы у моря – все они отвечают щедрой взаимностью в Любви. Они невидимо, но ощутимо посылают в ответ благодарные улыбки и приветы тому, кто их искренне и по-настоящему любит.

Ольга Авилова.